Образование – наша любимая вечность…
(к юбилею Алевтины Алексеевны Фадеевой)

 

Алевтина Алексеевна Фадеева достигла вершин в методике обучения физике: доктор педагогических наук, профессор, автор и соавтор концепций, программ, учебников и методик для основной и средней школы… Что может быть выше?

Нелёгкие годы перестройки и распада СССР стали для Алевтины Алексеевны самыми работоспособными. В своём деле и на своём месте она проявила волю и настойчивость, опыт и квалификацию. На переломе эпох, в 2000-м году, А. А. Фадеева успешно защищает докторскую диссертацию в форме научного доклада на тему «Проблемы школьного курса физики (содержание, интеграция, методика преподавания)». К этому времени она соавтор восьми изданий учебников по естествознанию для 5–7 классов, автор учебника «Физика. Окружающая среда. 7 класс», соавтор двух учебников физики, интегрированных с астрономией, автор или соавтор почти двух десяткой пособий для школьников – рабочих тетрадей, карточек-заданий, тестов и др.

И в настоящее время современно звучит требование исследователя строить содержание курса физики и методики её преподавания на «важнейших методологических идеях современной физической картины мира». Сначала наиболее последовательно такой подход был реализован в учебно-методических комплектах «Естествознание, 5–6» и «Естествознание, 5–7», затем в систематических курсах физики для основной и средней школы. Нам импонирует жёсткая позиция физика-методиста о том, что «наблюдения, измерения, эксперимент, гипотеза, модель, теория – изобретения человека». Прошло почти двадцать лет, а наша методика и наша практика обучения пока плохо освоили эту истину, что тоже тормозит наше развитие.

В последние годы профессор А. А. Фадеева руководит авторским коллективом. Вместе с Д. Ф. Киселёвым и А. В. Засовым сосредотачивает свои силы на построение целостного учебно-методического комплекта единого курса физики для средней школы. Признаем – это мало кому по плечу.

У Алевтины Алексеевны есть такой великий букет качеств для практико-ориентированной науки, как целеустремлённость, трудолюбие и работоспособность. И это самый надёжный источник успехов. Не случайно она последовательно прошла все ступени деятельности в образовании: учитель физики в школе, лаборант, младший и старший научный сотрудник лаборатории обучения физике АПН СССР, главный научный сотрудник лаборатории физического образования ИСМО РАО, преподаватель московского педагогического вуза на кафедре у Л.С. Хижняковой, заведующая кафедрой методики преподавания физики и математики Педагогической академии последипломного образования…

Сейчас Алевтина Алексеевна Фадеева ведущий научный сотрудник «Института стратегии развития образования РАО». Она продолжает успешно работать над различными проблемами интеграции естественнонаучных знаний, диагностикой учебных достижений учащихся, активно сотрудничает с учителями и учёными-методистами страны, живёт многотрудной и привлекательной творческой жизнью. И наше пожелание: вместе со здоровьем только вперёд!

В. Г. Разумовский,
академик РАО, профессор, Москва;
Ю. А. Сауров,
член-корреспондент РАО, профессор, Киров

Редакция и редколлегия журнала «Физика в школе», Центр естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО присоединяются к поздравлениям Алевтины Алексеевны Фадеевой. Удачи ей в жизни и делах!