А физика не замыкает круг

 

Евгения Васильевича Лопаткина, учителя физики Яранской средней школы № 1, знаю давно. Неоднократно бывал у него на уроках, вместе конструировали процесс решения трудных физических задач, проводили поисковый педагогический эксперимент по использованию моделей уроков, по формированию фундаментального понятия взаимодействии тел, искали лучшие варианты изложения нового материала. Есть и результаты: вот-вот в сборнике выйдет методическая разработка урока «Сила трения», принята статья в журнал «Физика в школе», в следующем учебном году Евгений Васильевич начинает поисковый педагогический эксперимент по механике. В чём, на мой взгляд, секрет успехов в работе учителя-методиста, отличника народного просвещения Е.С. Лопаткина? Во-первых, гуманитаризация учебного процесса. На уроках есть всё: и точная физика, и простое человеческое общение, соединение мира материального с миром духовным. Воспитание на уроке невозможно без развития речевой культуры. Евгений Васильевич понимает это и старается, чтобы ребята в классе много отвечали устно: комментировали решение задач, обсуждали результаты экспериментов, проделанных опытов, индивидуальных домашних заданий, выступали с докладами. И, бывая на его уроках, видишь, как в процессе коллективного поиска рождается мысль, возникают гипотезы, активно ищутся пути их решения. Через изучения предмета у школьников закладывается интерес к познанию, к поиску нового, преодолению интеллектуальных трудностей. То есть любовь к предмету определяет не только физика как таковая, но и во многом личность учителя – его знания, увлечённость своим делом, человеческие качества.

Не случайны вот такие ответы учеников в анкете об учителе: «Уроки физики очень нравятся, т.к. учитель очень хороший человек, способный понять любого ученика, каков бы он ни был».

С окончанием урока не заканчивается работа учителя. Евгений Васильевич ведёт физический кружок, его ученики постоянно участвуют в районных олимпиадах и занимают призовые места. Много сил отдаёт он и методической работе – более десяти лет руководит районной секцией учителей физики. А это и открытые уроки, и обсуждение с коллегами новых проблем обучения – то есть совместный поиск. Поиск, который и определяет, пожалуй, главное в личности учителя физики Евгения Васильевича Лопаткина.