Леонид Николаевич Барамзин: Долгая дорога в образовании…

 

…И не жалость – мало жил,
И не горечь – мало дал, –
Много жил – кто в наши жил
Дни, всё дал – кто песню дал.
М. Цветаева

Заслуженный учитель школы РФ Л. Н. Барамзин (23.08.1949-23.08.2007) – из моего поколения. Практически всю сознательную жизнь он прожил в образовании.

Я любил бывать в школе № 56 г. Кирова. Поводом обычно была педагогическая практика студентов-физиков. Если везло, и директор был свободен, то мы в его кабинете обычно некоторое время сидели и беседовали на образовательные темы. Часто с элементами юмора обсуждались некоторые проблемы моей и его работы. Он частенько закуривал и я, поддавшись некой общей душевной атмосфере, тоже просил сигарету... С ним мне было приятно от совместных общих мыслей и совместного дыма сигарет. Мы хорошо чувствовали друг друга, были идейно едины в своём материализме, удивлялись бесконечным идеалистическим и виртуальным событиям в нашей стране. Мы грустно посмеивались над образованием, которое нередко без головы бросалось от функционирования в развитие…

Леонид Николаевич был собранным внутренне и внешне, конкретным человеком и учителем. Он был волевым человеком, страстным и спокойным одновременно, любил и уважал своих школьников, был требовательным и аккуратным в делах. Он был самодостаточным и никогда ничего при встречах и разговорах не просил. Периодически я дарил ему свои книги, хорошие и не очень, но разницы ни в возрасте, ни в положении у нас не чувствовалось. Он был естественно искренним, принципиальным, думающим. Он был духовно чистым и честным. Не соглашался – так не соглашался. Но не был агрессивным, обидчивым. У нас, какая бы острая тема ни была, был не спор, а совместный поиск разумного продуктивного решения.

Был... Вот уже прошло почти пять лет, как он ушёл из жизни перед самым новым учебным годом. Прощались с ним в школе, в самом большом зале яблоку некуда было упасть от людей, а они шли и шли. Было удивительно много деятелей образования, коллег-учителей, выпускников школы разных лет, знакомых по разным сферам жизни. Его любили.

Итак, достраиваю образ Л. Н. Барамзина: здесь факты нашей совместной деятельности, мои фотографии по тому или иному поводу, мои чувства и оценки.

1. У жизни всегда есть история… Впервые я встретился с Леонидом Николаевичем в начале 80-х годов на методическом семинаре «Современный урок» учителей физики Октябрьского района города Кирова. Он был председателем этого объединения, мы с
Г. А. Бутырским несколько лет участвовали в его работе. Совместно организовывали и проводили открытые уроки учителей в разных школах, а на этой основе обсуждали различные проблемы школьного физического образования. В те годы постоянными и сильными участниками наших почти раз в месяц мероприятий были К. И. Гридина, Л. А. Кокорина, Л. А. Рябова, позднее все стали Заслуженными учителями школы РФ.

2. Методическое творчество. В конце 90-х годов, в очень непростое время жизни и работы я вовлёк Леонида Николаевича в построение нескольких статей по опорным конспектам изучения молекулярной физики в 10 классе. Работа была построена так: по телефону мы договаривались о встрече и задачах, я приезжал в школу, мы обсуждали темы, Леонид Николаевич знакомил меня со своими разработками, что-то по моей просьбе копировал, дома я обобщал поиски и готовил материал для приложения к газете «Первое сентября» (1996. № 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47).

Из того времени случайно остался фрагмент конспекта урока Леонида Николаевича. Всего это почти семь страниц: основное внимание –логике познания, что отражается в выделении этапов содержания, размашистый почерк, физически точные записи, эксперимент и эксперимент... Ниже приведена вторая страница его рабочего конспекта урока как иллюстрация методической мысли и действия.

3. Опыт жизни. В 1998 году вместе с В. Н. Патрушевым мы готовили вторую краеведческую книгу «Практика обучения как творчество: из опыта работы учителей физики». И я специально готовил материал о Л. Н. Барамзине. Вот этот фрагмент дела-интервью.

«Леонид Николаевич Барамзин активно работает в области образования около 25 лет. Сам он считает, что получил солидную теоретическую подготовку в нашем пединституте. Вместе с практическим опытом это позволило выработать своё отношение к организации учебного процесса, к методической деятельности учителя. Обратимся к самооценке фактов его работы.

В начале моей работы в школе, – вспоминает Л. Н. Барамзин, – не сразу, но пришло понимание того, что нет единого универсального метода обучения. Требуется гибко, с учетом конкретной учебно-воспитательной задачи применять всё многообразие методов и приёмов, выработанных самим учителем, почерпанных из педагогической литературы и опыта своих коллег. И не простой набор приёмов и их количество определяют эффективность и рациональность урока. Отправной точкой в приобретении учительских умений и навыков служит понимание необходимости целенаправленного их формирования. При этом, нужно помнить, что наряду со специфическими умениями учителя физики (решать физические задачи, отбирать наиболее эффективные опыты и демонстрации, демонстрировать физические явления, использовать ТСО, конструкторско-технические умения) важную роль в достижении высокой результативности учебно-воспитательной работы играют общие учительские умения и навыки (творческий подход к делу, к решению педагогических ситуаций; умение владеть собой, своим голосом; грамотная, доказательная, доступная речь; умение распределять время и внимание). Кроме этого требуется умение ориентироваться в постоянно растущем потоке научной и общественной информации, необходима выработка самостоятельного взгляда на жизнь.

Как учитель физики я начал своё становление в родной школе, выпускником которой был; работал в одном коллективе со своими школьными учителями. Н. А. Клабукова, Л. И. Сапожникова, Ф. И. Дзюбенко, В. В. Рычкова, Ю. М. Лобастов – опытные, мудрые и добрые мои учителя-советчики, благодаря их помощи и поддержке я стал учителем. В те годы (70-е) активно работала городская секция учителей физики, руководимая опытнейшим и авторитетным учителем физики В. Н. Патрушевым. Городская секция вела очень серьёзную, неформальную работу с учителями. Блестящие доклады, выставки, практикумы, конференции, поездки, обмен опытом – это стало настоящей школой для молодых начинающих учителей.

Очень многое с точки зрения моего развития как учителя физики дала мне работа в качестве преподавателя физики в Африке (Танзания, 1979-1981): знакомство на практике с английской системой образования; изучение совершенно новых структур и содержания обучения физике, базирующихся на абсолютно других принципах обучения, отвергающих материалистическое миропонимание, причинно-следственные обусловленности и диалектические закономерности; знакомство и практическое использование в работе английских и американских учебников по физике; совершеннейшего, поставляемого Ватиканом, лабораторного и демонстрационного физического оборудования; общение с преподавателями из других стран – Англии, США, ФРГ, Норвегии, Швеции, Индии.

Студенты высшей ступени средней школы проходили отбор в масштабе всей страны на обучение физике, химии, математике. Для них это были 12-й и 13-й годы обучения в школе. Учебный план и программы были очень объёмными и насыщенными. Так, например, на изучение физики отводилось 13 недельных часов: 10 часов – теория, 3 часа – экспериментальные работы. Фактически это была 1 ступень университета, перенесённая в среднюю школу (высшая средняя школа). Выпускники этой ступени сами становились учителями физики, химии, математики в среднем звене танзанийских школ. И только те студенты, которые показали высокие результаты на выпускных экзаменах (экзамены письменные, работы выпускников под шифром, проверка осуществляется единым национальным советом), становились студентами университета, срок обучения в котором три года.

Основной метод работы в танзанийских школах – лекционный. Интересным и новым для меня стало также руководство работой студентов по выполнению курсовых проектов по физике. Этот вид самостоятельной работы учащихся имеет ряд неоспоримых преимуществ: учащийся в ходе работы над избранной темой целенаправленно изучает, прорабатывает рассматриваемый вопрос, используя большое количество учебной, технической, научно-популярной и другой литературы; учащийся должен проявить свои знания и умения в отборе фактического теоретического материала, в подготовке необходимых чертежей, описаний, действующих моделей различных устройств, в подготовке демонстрационных и лабораторных экспериментов; учащийся обязан уметь рефлексивно и, вместе с тем, доказательно изложить рассматриваемую тему, связывая физико-технические вопросы с экономическими и экологическими проблемами страны.

Наиболее же плодотворный и результативный период моей учительской биографии начался с 1982 года. В течение 7-8 лет удалось работать и учителем физики, и руководителем районного методического объединения учителей физики в тесном содружестве с учёными-методистами Ю. А. Сауровым и Г. А. Бутырским. В итоге разноплановой коллективной методической работы (открытие уроки, конференции, педагогический эксперимент по новому учебнику и моделям уроков) происходил поиск эффективных приёмов, формировались свои решения. То творческое сотрудничество учителей и методистов питает идеями до сих пор».

Этому разговору и материалу пятнадцать лет. Л. Н. Барамзина уже нет. А мысли и чувства не устарели.

4. Последние годы. Вдруг неожиданно со стороны властей обрушилось на директоров школ давление по вопросам пожарной безопасности, питания, раздевалок и т. п. И эту компанию-огонь по команде ещё раздувают печать и телевидение. Леонид Николаевич мне сетует: всё же и так известно, но нет финансирования… Без денег ничего не сделать. Они что не понимают этого?

Он переживал и болезненно воспринимал несправедливость к школе и себе: «Встаньте и поработайте у этого станка! А учителей-мужчин в типичной школе области уже единицы. Не случайно же. Условиями труда, бюрократическими глупостями выжали всех! А школе так нужны физики-мужчины...».

Нередко Леонид Николаевич подшучивал над собой: «Вот посмотрите мой идеальный ряд папок-документов. На все случаи есть отчёт! Я примерный бюрократ…».

P.S. Время бежит стремительно, как незаметно бежит наша Земля в пространстве со скоростью 30 км/сек... Встречи по случаю, большие и быстрые паузы – сил не хватает на свои конкретные дела, тут уж не до проектов. А нет конкретного дела – в актуальной памяти нет и человека. Все последние годы, увы, были такими... Всегда грустно за несделанное и недосказанное.