Душа и дело Галины Михайловны Шульминой

Учитель, перед именем твоим…

 

Галина Михайловна Шульмина – директор от природы. Она образованная и знающая, волевая и аккуратная, может работать как с документами, так и с людьми, она живёт своим делом, и Кировский ИУУ – её дом. Она холодна разумом и мудра чутьём опытного администратора, она слышит не слова, а работу людей и может дать и даёт им принципиальную оценку, она любит народное образование, живёт и страдает вместе с ним… И мне повезло, что на своём творческом пути я встретил и работал с Галиной Михайловной. Жаль, что нашу совместную фотографию не могу найти…

Факт 1. Где-то в начале 80-х годов неожиданно на мою лекцию для учителей по методологии познавательной деятельности пришла директор ИУУ Г. М. Шульмина. После лекции она ничего не сказала, и только потом через зав. кабинетом физики К. И. Гридину пришли слова поощрения в освоении нового содержания в методике обучения физике. Я был молод, и мне была важна эта поддержка.

Позднее один за другим стали организовываться мероприятия по освоению методологии познавательной деятельности: Всероссийская конференция «Модели и моделирование в методике обучения физике» (1997 г. и др.), временные творческие группы учителей физики по разработке моделей уроков, новых средств диагностики, новых задач с методологическим содержанием и т.д. и т.п. Никогда я не встречался с отказом или волокитой при принятии решений в Кировском ИУУ. Галина Михайловна удивительно точно чувствовала Дело. Особенно запомнилось издание впервые типографским способом в 1994–1995 годах трёх книг моделей уроков заслуженных учителей В. Н. Патрушева, Л. А. Рябовой, К. И. Гридиной, Л. М. Кокориной, А. И. Караваева. Время было бедное, а для тиража в 1000 экземпляров нелегко было найти деньги, но всё разрешилось разумной позицией Галины Михайловны. И эти книги на трудном периоде жизни наших учителей сделали своё дело – помогли, поддержали, подняли. Странно, но сейчас мы так не издаём…

Факт 2. В 1990 году группа учёных-методистов (Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский и др.) заключили хоздоговор на разработку и внедрение в учебный процесс моделей уроков по механике и молекулярной физике с Кировским ИУУ в лице директора Г. М. Шульминой, что по тем, да и сегодняшним, временам большая редкость. Этот инновационный проект оказался удачным. И чуть позднее, как признание качества выполненной работы, в издательстве "Просвещение" стали выходить пособия для учителей физики страны в специальной серии «Модели уроков» по электродинамике, квантовой физике, молекулярной физике (авторы: Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский, В. В. Мултановский; 1992, 1996, 1998). Сейчас эти пособия признаны, остались в истории методики физики, востребованы, создали имидж вятской научной школы методистов-физиков, но главное – принесли пользу физическому образованию области и даже страны. Не случайно в предисловии одной из книг авторы объективно отмечают: «Книга подготовлена на основе поисковой работы в школах Кировской области. При её написании использовались ранее изданные экспериментальные материалы. Авторы благодарны сотрудникам Кировского областного института усовершенствования учителей (директор Г. М. Шульмина, зав. кабинетом физики К. И. Гридина) за поддержку проводимых исследований» (1998).

Факт 3. Как-то незаметно и естественно пришло приглашение работать в Кировском ИУУ. Считал и считаю для себя это очень престижным, и работаю «не за страх, а за совесть». Может быть, через постоянные очерки об учителях, разнообразную работу с учителями Галина Михайловна увидела во мне вечного учителя физики. И вот уже около 20 лет, что, наверное, редко для профессора, я постоянно работаю в учительском институте, т. е. в институте для учителей. Это особая жизнь. И она мне дорога.

Факт 4. Не помню точно, но где-то в начале 1998 г. я пришёл к директору Кировского ИИУ с предложением возглавить оргкомитет Всероссийской научно-практической конференции учителей-исследователей «Практика обучения физике как творчество». Потом в представлении конференции, которое актуально и сейчас, Г. М. Шульмина пишет: «Профессия учителя всегда была подвижнической. Стремление делать своё Дело хорошо, инициативно, творчески характерно для многих учителей физики нашей области. И все мы заинтересованы в том, чтобы мотивы творческой деятельности ширились и углублялись, приводили к конкретным и значимым для обучения физике результатам. Проводимая на пороге нового века конференция подводит итоги сделанного, поднимает выше планку задач по организации научно-методического творчества учителей, в каком-то смысле передаёт эстафету от одного поколения к другому. Надеюсь, что конференция станет традиционной. «Умное» будущее можно построить только в совместной творческой деятельности».

Конференция не стала традиционной, хотя её конструкция и сейчас выглядит современной. Её потеснила, прежде всего, из-за внимания к методологии, и стала постоянной конференция по моделям. И она до сего времени проходит раз в три года на площадке сейчас института развития образования Кировской области. Социальная жизнь тоже идёт «от абстрактного к конкретному», и верно заложенная идея может питать дело много лет. Верна и мораль: флюгером не надо быть. Вот почему Г. М. Шульмину не забывают.

Факт 5. В 2006 году я второй раз участвовал в конкурсе на замещение вакансии члена-корреспондента РАО по Отделению общего среднего образования по специальности «Методика обучения физике». По месту работы в ВятГГУ я не обращался за поддержкой. А вот содержательную инициативу десяти заслуженных учителей физики Кировской области поддержать моё выдвижение принял с уважением, хотя оно и было вне правил. Движителем инициативы была К. И. Гридина, и Галина Михайловна Шульмина тоже поставила свою подпись. Позицию всегда занимать трудно, поэтому любое свободное дело уважаю.

26 апреля 2006 года подавляющим большинством голосов академиков РАО я был избран членом-корреспондентом РАО, единственным в Приволжском федеральном округе по методике обучения физике. Добрые дела – не горят…

Факт вечный – обобщение. Ошибки, конечно, делались и делаются. Это жизнь. Но развитие обеспечивается искренней, доброй, умной, целевой профессиональной деятельностью. И всё это у Галины Михайловны есть. Она всегда тонко чувствовала и поддерживала науку. Но главной целью, вектором дела был и есть учитель. Вот что она пишет сегодня: «Происходящие изменения в образовании располагают к чему-то возвышенному, надеждам на лучшее, когда о педагоге начинают говорить как о национальной ценности… ценность школы равняется ценности её учителя! … новые подходы к оценке качества образования требуют более тщательной проработки на всех уровнях». Как это верно!