Современная элита и проблемы трансляции культуры

 

Очевидно, современная элита – это разные по образованию, профессиональной деятельности люди, «востребованные» процессами развития общества. По-видимому, сейчас элита должна быть геном развития. В ней сконцентрированы и воспроизводятся цели и ценности, смыслы и виды деятельности, знания и технологии. Она играет роль движителя прогресса. Динамика развития мира (глобализация процессов, скорость процессов и др.) требует соответствующих процессов в формировании и функционировании элиты.

Усложнение мира приводит, с одной стороны, к установлению связей всего и вся (продуктов, информации и др.), с другой, – элита дифференцируется по разным основаниям, говорит на разных языках. Проблемы идентификации и воспроизводства элит – актуальные реалии сегодняшнего дня. Рефлексия деятельности и её результатов является отличительной чертой элиты, но эта рефлексивная деятельность должна быть направлена и на осознание самой деятельности элиты. А в принципе, если рассматривать проблему под углом зрения целей, смыслов, то надо ставить вопрос о формировании (и проектировании) деятельности элиты. В настоящее время явно недостаточно просто что-то фиксировать в деятельности элиты, ведь элита играет роли ведущей культурной, интеллектуальной, управленческой, производственной силы. На разных уровнях всё яснее ставится вопрос развития элиты (начиная от школы).

Процессы трансляции культуры в настоящее время тоже приобретают особенности: а) растет мощность и скорость процессов, один человек уже не в состоянии их ни передать, ни усвоить; б) возникают и растут негативные стороны этих процессов; в) уходит универсальность в восприятии мира и человека, дифференциация культур приводит к ограниченности элит; изменяются функции и роли элит, а значит, и сама элита; г) ценности свободы теснятся ценностями управления, производственные роли элиты растут, возникает тенденция технологизации как подготовки, так и использования (функционирования) элит; д) растёт разнообразие и различие языков культуры, что усложняет трансляцию культуры как в пространстве, так и во времени.

Рефлексия деятельности элиты приводит к целому ряду идей об эффективном использовании элит. Прежде всего, речь идёт об изучении и формировании элиты. Так возник описываемый ниже проект.

I. Название проекта: построение НИИ проблем формирования элиты.

II. Объект проектирования: развитие региональной элиты.

III. Предмет проектирования: построение структур и процессов формирования региональной элиты, исследование особенностей её существования и деятельности.

В настоящее время складываются условия для построения систем формирования творческой личности в разных возрастных границах (от дошкольного возраста до пенсионного) как важного ресурса развития цивилизации, общества, государства. Изучение таких систем, исследование особенностей развития элиты будет всё более актуальным.

IV. Цели проекта: а) создание системы мониторинга качеств (социальных, психологических, профессиональных и др.) элиты, б) определение и создание механизмов консолидации элиты, в) разработка процедур (технологий) управления элитами, г) разработка и внедрение механизмов развития личности-профессионала.

V. Смыслы и идеи проекта:

– Элита задаёт смыслы обществу, но этот процесс должен быть понятным (понятым), поэтому должен быть исследован; по-видимому, есть свои особенности в поведении экономической, духовной, научной (и др.) элиты; изучение потребностей элит – важнейший шаг.

– Элита и разделяет, и консолидирует общество, этими процессами необходимо управлять, поэтому их следует постоянно изучать, отчасти направлять и др.

– Рефлексия деятельности элиты (как ею самой, так и извне) может стимулировать созидательные процессы, сделать их более эффективными.

– Построение системы (от методологии до методик) исследования различных сторон деятельности (и общения) элиты в состоянии дать знания о некоторых важнейших сторонах социальной сферы общества и государства.

– В политике построение идеологии среднего класса невозможно без изучения особенностей (тенденций) существования самой активной и подготовленной части общества – элиты; причём, кроме общих есть и региональные особенности.

– Изучение взаимодействия элит (внутри региона, страны, мира).

VI. Ожидаемые результаты: а) накопление различных эмпирических данных о качествах и результатах деятельности различных элит, б) построение концепций, методик исследования, в) инициирование различных гуманитарных проектов (конференции, издательская деятельность и др.), г) разработка технологий (механизмов, процессов) формирования элиты, прежде всего в системах обучения, обеспечение преемственности этих процессов, д) разработка программ «Я развития», консультационные услуги и др.

VII. Ресурсное обеспечение. В действующих условиях оно должно быть комплексным: а) учредители определяют в год базовое финансирование (ориентировочно, сначала – 500 тыс. руб.), б) формируется небольшой штат сотрудников (10-15 чел.), из них половина на условиях совместительства, при этом ведущим мотивов остаётся интерес, в) основная часть исполнителей приносит интеллектуальный ресурс, который в системе НИИ будет востребован и внедрён (реализован), г) используется механизм заказных проектов, например, избирательные технологии под индивидуальность.

VIII. Организаторы и исполнители проекта. В идеале, создание института должно быть инициировано частными лицами; они утверждают в первом приближении уставные документы, утверждают руководителей-исполнителей и текущий план работы, смету расходов и др. Ежегодно ставится вопрос о пролонгации деятельности НИИ. Через пять лет при условии успешной деятельности решается вопрос о повышении статуса (общественно-государственный, европейский и др.) НИИ.

Первоочередные действия: а) получить поддержку проекта, б) найти форму реализации идеи (организационную, юридическую), в) сформировать структуру, накопить и построить «банк» конкретных проектов и начать их реализацию; один из первых проектов – ревизия и описание элиты региона, г) принять функции координации этого направления деятельности у всех организаций региона, д) формировать и исследовать эффективность механизмов влияния и др.