«Мы живём в делах и людях, и это правильно…»

страница газеты с интервью

 

Накануне Нового года принято подводить итоги. В этот раз мы ведём разговор с профессором Ю. А. Сауровым, известным в стране методистом-физиком. Он автор и соавтор более 400 научно-методических работ, среди них около двадцати книг в «Просвещении» и других издательствах Москвы, нескольких десятков монографий и методических пособий. Ю. А. Сауров был первым председателем первого в истории ВятГГУ диссертационного совета. Он единственный в Приволжском федеральном округе член-корреспондент РАО по методике обучения физике, приглашён и работает в редакционных советах  журналов «Образование и саморазвитие», «Физика», «Учебная физика». Его десять бывших аспирантов служат образованию: М. В. Исупов – в Кировском физико-математическом лицее, К. А. Коханов – в Центре дополнительного образования, О. Л. Лежепёкова – в ИРО Кировской области, доценты Ю. В. Иванов, М. С. Атепалихин, М. В. Гырдымов и Л. В. Хапова – в Глазове, Новом Уренгое, Кирове и Москве, Н. В. Соколова – в лицее Кирово-Чепецка…

Характеризуя научную деятельность Ю. А. Саурова, академик РАО В. Г. Разумовский и заведующий лабораторией физического образования ИСМО РАО, профессор В. А. Орлов пишут: «Вершиной его научного творчества является освоение области методологии методики обучения физике. Здесь он признанный авторитет, автор сотен работ… Эти исследования можно считать пионерскими не только в области преподавания физике, но и в области предметных дидактик вообще…»

И разговор с Юрием Аркадьевичем об итогах 2012 года начался с жёсткой оппозиции двух его мыслей-тезисов: «Мы живём далеко не просто в пространстве и во времени, мы живём в делах, в людях и, как мудро когда-то восклицал Маяковский, – в «пароходах»…  Ну, не в деньгах же!». Вот почему все вопросы и ответы оказались о нескольких важных делах-событиях уходящего юбилейного года. Какие же это дела?

Дело первое. В начале года вышел в свет федеральный учебник в двух частях «Физика-11» для профильных классов, где я один из соавторов. Объективно, это редкое явление для Кировской области. По физике вообще никогда не было авторов школьных учебников из Кирова, по математике – с 60-х годов со времени известного Ф. Ф. Нагибина… Труда, переживаний, радости положено в учебник так много, что трудно даже рассказать сколько. При написании книг стал лучше понимать слова Б. Пастернака: «О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, что строчки с кровью убивают…».

И главное – в Кировской области началось освоение этого учебника нового поколения. Так, в 16-ой средней школе г. Кирова организована экспериментальная площадка Института содержания и методов обучения Российской академии образования. И еженедельно, урок за уроком мы, методист, учитель и ученики, двигаемся вперёд и в целом удачно. Так трудом, хотя и медленно, строится будущее.

Дело второе. Книги – не жизнь. Но и жизнь: книга может дальновидно задать нормы деятельности многих людей на долгие годы. Прошло лет двадцать, как акцент в моей научно-методической деятельности сместился в сторону методологии познавательной деятельности. Статьи, книги, пособия для учителей, тесты для школьников, лекции, временные творческие коллективы учителей… Удивляюсь: как мудро почувствовали потенциал и поддержали это движение тогда директор Кировского ИУУ Г. М. Шульмина и зав. кабинетом физики, заслуженный учитель РФ К. И. Гридина. Сейчас мы во многом лидеры в разработке этого фундаментального направления в нашей науке. И востребованы.

Вот и в этом году вышла наша монография «Методология функционирования и развития школьного физического образования» (авторы: К. А. Коханов, Ю. А. Сауров; Киров, 2012. 326 с.). Для меня ценна мысль: чтобы быть конкурентоспособным на долговременной основе надо владеть этим интеллектуальным полем методологии.

Поймите: хотя внешне это может быть и далеко от рядовых потребностей учителя, но это мощный ресурс развития, в принципе доступный и даже простой. Надо вслушаться. Да, и не боги горшки обжигают, а учителя…

Дело третье. Нам в физическом образовании сейчас тяжело: ежегодно теряется интерес к физике, второй год в нашем институте нет набора на специальность «учитель физики»... И так, то одно, то другое. Задумаемся: а ведь физика в школе и вузе задаёт высокую планку интеллектуальной деятельности человека для будущей работы любого вида. Восполнит ли кто-то эту прореху? Не пожалеем ли потом?

Для нас важно объединить усилия всех, кто «живёт» в физическом образовании, отсюда, стараемся участвовать в разных делах. Вот Физико-математический лицей дальновидно проводит уже третью Всероссийскую конференцию «Настоящее и будущее физико-математического образования».

Это хорошая площадка: вместе осмыслить реальность и подумать о планах. Не случайно в пленарной части всех увлекли мысли о коллективной познавательной деятельности школьников доцента К. А. Коханова, идеи фундаментализации математического образования профессора С. И. Калинина, эксперименты доцента Е. И. Вараксиной из Глазова…

Интересную конференцию организовать не так просто. Вот только одна деталь. Мы чуть ли не ежедневно в октябре пересылали статьи по электронной почте: я из Кирова председателю оргкомитета М. В. Исупову в Западную Европу, где он был в отпуске, а он – мне обратно. Но вот дело есть: вышел сборник материалов конференции, приехало много гостей-участников, а профессора из разных городов России за своей счёт просто так в школу не поедут, да и статьи не пошлют… Значит, есть потребность, есть признание нашего уровня понимания и решения проблем современного физико-математического образования. Осознаю значимость такой совместной работы учёных и учителей. Спасибо лицею за труд!

Дело четвёртое. В подарок для добрых и умных людей задумал и подготовил книгу – «Матрица времени в лицах» (Киров, "Герценка", 2012. 192 с.). По содержанию и форме – это портреты, очерки, эссе о коллегах по жизни. Есть портреты известных вятичей – художника П. С. Вершигорова, учёного-академика В. Г. Разумовского, профессора А. М. Слободчикова, глубокого методиста-физика, профессора В. В. Мултановского, великих вятских учителей физики В. Н. Патрушева и А. М. Караваева… А смысл такого неожиданного названия в том, что именно окружающие нас люди задают наше видение мира, а по большому счёту – нашу жизнь. Сейчас уже книга ушла от меня: недостатки печалят, отзывы радуют… Так всегда. 

Дело пятое. Умная "Герценка" во время подготовки к своему 175-летию занялась созданием лектория по современным, сложным, но всё же востребованным широкими кругами читателей проблемам научного познания нашего мира. И убедила меня выступить. Так неожиданно для себя я погрузился в подготовку лекции с проблемным названием «Мой мир – гуманитарная физика…»: «живые» опыты, слайды презентации, текст лекции для брошюры...

В начале лекции задал её стиль и проблематику с помощью стихотворений. Одно из них Валерия Брюсова «Мир электрона» из начала прошлого века. Вот прочитанный фрагмент: «Быть может, эти электроны Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков!  Еще, быть может, каждый атом –  Вселенная, где сто планет;  Там – всё, что здесь, в объёме сжатом, Но также то, чего здесь нет». Фантастично? Да! Но современные физики и не такие миры творят!

А далее у меня было одно желание – вовлечь разными приёмами в мыслительную деятельность слушателей, которые оказали мне честь и пришли подумать вместе. Лекция всегда феномен, действо… Как театр! Об итогах самому судить трудно, но было сравнительно много вопросов и знаю, что есть отклики «со стороны»...

И последнее. Мне нравятся студенты: умные и не очень, дисциплинированные и не очень… Я готов им помогать и помогаю увидеть и понять мир. И строить этот мир, и жить в нём. Я поздравляю их с наступающим Новым годом! А своим любимым учителям физики желаю удачных дел. Давайте, двинемся вперёд, в лучшее будущее!

Материал подготовила Мария Воскресенская