Талантливое служение физике, учителям и школьникам…
(К юбилею заслуженного учителя школы РФ К. И. Гридиной)
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе.
Н. Некрасов
Черты биографии. Клара Ивановна Гридина окончила Кировский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина в 1962 г. в одной группе с доцентом В. Н. Бакулиным, заслуженным учителем Л. А. Рябовой, заслуженным учителем Л. М. Кокориной. После чего сначала работала учителем физики в средней школе № 14 г. Слободского, а с 1976 по 1990 гг. – в Вятской гуманитарной гимназии рядом с заслуженным учителем Г. Т. Гамовой. В 1965 году она была принята на должность зав. кабинетом физики Кировского ИУУ, и жила этой работой почти тридцать лет до выхода на пенсию.
В 1992 г. К. И. Гридиной было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», в 19 лет у неё вышла первая научно-методическая статья, а в 1995 году в соавторстве с заслуженным учителем Л. М. Кокориной – книга для учителей «Механические явления. Модели уроков», которая потом трижды переиздавалась в Москве в издательстве «Первое сентября».
Процессы деятельности. За долгие годы работы К. И. Гридина была организатором системы повышения квалификации учителей физики Кировской области, стояла у истоков многих творческих дел, настойчиво вовлекая в них учителей и методистов. Долгие годы Вы постоянно привлекали к лекционной и методической работе с учителями профессора В. В. Мултановского, доцента В. Н. Бакулина, доцента Г. А. Бутырского, позднее – профессора Ю. А. Саурова. И было много социально значимых дел... Назовём некоторые из них.
В 80-е годы заметным методическим событием в Кирове был семинар учителей «Современный урок физики»: планировались, коллективно готовились, проводились и обсуждались открытые уроки в средних школах № 14, 43, 56 и др. Ядром семинара были заслуженные учителя Л. Н. Барамзин, К. И. Гридина, Л. М. Кокорина, доцент Г. А. Бутырский. В коллективной познавательной деятельности осваивались новые организационные и методические идеи, смело отрабатывались новые варианты постановки экспериментальных задач, изложения содержания и др. Это была живая, интересная, совместная деятельность учителей и методистов. И она двигала вперёд дело обучения физике.
С вашей подачи Кировский ИУУ в лице директора Г. М. Шульминой заключил хоздоговор – что по тем, да и сегодняшним, временам большая редкость – с методистами пединститута на разработку и внедрение в учебный процесс моделей уроков по механике и молекулярной физике (1990-1992 гг.). Этот инновационный проект оказался удачным. И чуть позднее, как признание качества выполненной работы, в издательстве "Просвещение" стали выходить пособия для учителей страны серии «модели уроков» по электродинамике, квантовой физике, молекулярной физике (авторы: Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский, В. В. Мултановский; 1992, 1996, 1998). Сейчас эти пособия признаны, остались в истории методики физики, востребованы, создали имидж вятской научной школы методистов-физиков, но главное – принесли пользу физическому образованию области.
В 70-90-е годы Вы были активным участником коллективных творческих дел учителей физики области: сначала методические фестивали и региональные конференции, затем Всероссийские конференции и ежегодные временные творческие коллективы учителей под разработку методических тем диагностики достижений, моделей уроков, вопросов методологии… Научно-теоретическая конференция «Модели и моделирование в методике обучения физике» (1997, 2000, 2004, 2007, 2010) стала традиционной, известна и уважаема в стране, в разработке методики использования моделей мы заглянули лет на двадцать вперёд, только сейчас эта проблематика находит выражение в стандартах и учебниках. Творческие группы учителей физики (примерно с 1994 г.) выполнили десятки проектов, опубликованы в содружестве учёных и учителей сотни статей и пособий… В эти же годы значимым событием было проведение по заданию Министерства образования республиканских курсов на базе опыта работы заслуженного учителя школы РФ, учителя физики Речной средней школы Кумёнского района Анатолия Ивановича Караваева: уроками восхищались учителя из многих регионов страны, просвещенскую деятельность нашего учителя высоко оценил академик РАО В. Г. Разумовский… Словом, такого плодотворного периода на методические достижения, пожалуй, не было раньше в физическом образовании Кировской области! Плоды этой работы мы ощущаем и сейчас.
Отношение коллег. Дорогая Клара Ивановна! Своим профессиональным и личным отношением Вы объединяли учителей области на площадке кабинета физики Кировского ИУУ: консультировали по разным вопросам, делились методическими новинками, поощряли творческие поиски, в перерыве между занятиями угощали чаем… К вам с уважением и любовью относились все учителя – Вы были их помощником и защитником. Вы доброжелательны в общении, конкретны и аккуратны в делах. Вы – заслуженный во всех смыслах учитель нашей России. И пример служения Делу физического образования. Пусть Вам всегда светит Солнце!
Сауров Ю. А.,
Лежепёкова О. Л.