Хочу думать и делать
Профессор Вятского государственного гуманитарного университета Юрий Аркадьевич Сауров – давний друг нашей газеты. Его статьи в газете посвящены людям дела, подвижникам Вятского края. Он и сам такой: доктор педагогических наук, автор 250 работ, среди которых два десятка книг, в том числе книги в центральных издательствах, кавалер медали им. К. Д. Ушинского, председатель диссертационного совета.
Н.П.: Юрий Аркадьевич, вас называют человеком дела, а в чем конкретно оно заключается?
Ю.С.: Я работаю в области образования, здесь мои интересы и достижения, здесь мои обязательства. Тридцать лет тому назад, ещё в студенческие годы вышла моя первая научная статья, и с тех пор научной деятельностью занимаюсь ежедневно. Организация своего личного творчества и творчества других стала для меня принципиальным и всё более значимым делом. В этом вижу смыслы своей работы со студентами, аспирантами, учителями. Стараюсь выстроить школу мышления и деятельности.
Что для меня образование? Это возможность понимать и строить миры. Миры вне меня и миры внутри себя. Материальные и духовные миры строятся по-разному, разными средствами. И те, и другие – значимы как для отдельного человека, так для всего общества. В них выражаются смыслы, познать и жить которыми стремятся люди. Считаю, что образование – это идеология наступающего века, и человеческое в человеке фундаментально лишь на основе развития мышления и мировоззрения. Люди все больше стремятся осознанно выбирать правила социального поведения. Альтернативы нет: только в личностях резервы и ресурсы развития нашей страны, региона, вуза... Для меня нет выше цели – помочь становлению личности, и так найти для себя духовного собеседника в жизни. Прежде всего, среди моих студентов и аспирантов.
Трое моих бывших аспирантов, теперь кандидаты наук, работают в вузах, двое – в школах, один из них, К. А. Колесников, сейчас директор средней школы № 10 Кирова.
Итогом мыслей и дел становятся книги. В 1982 году была задумана программа построения «банка» моделей уроков для всего школьного курса физики. В соавторстве с учителями вышло 100 работ, среди них три книги в изд-ве «Просвещение», четыре в форме статей в изд-ве «Первое сентября». В 2000 г. вышла книга «Физика: Полный школьный курс». По мнению рецензента, это «издание нового типа». Всё это инициативные, а значит не коммерческие работы. Даются они не просто.
Н.П.: Влияет ли Ваше педагогическое образование на образ мышления, на поведение, на ваши действия?
Ю.С.: Да, конечно. У учителя много профессиональных стереотипов поведения. Профессор – тоже учитель. Поэтому мне близки думы, трудности и боль современного учительства. Конкретно знаю многих учителей области, знаю, как им живется. Понимаю, почему бастовали учителя Слободского района. Горько, что многие из них не могут реализовать свой потенциал. Радуюсь, когда встречаюсь с творческими, ищущими людьми, стараюсь им помочь.
За последние семь в институте усовершенствования учителей руководил пятью временными творческими коллективами учителей, которые прорабатывали разные проблемы: от поурочных рекомендаций до мониторинга достижений школьников. Вышли, такие коллективные книги, как «Систематизация знаний школьников при обучении физике», «Физические задачи с методологическим содержанием» и другие. По числу публикаций, вовлечённости в коллективную творческую деятельность учителей области это новый этап. Не случайно нас часто печатают в приложении «Физика» к газете «Первое сентября», ценят за поиск новых решений. Сейчас нам уже заказывают работы, а это очень важно.
В творческой группе учителей работать трудно, но интересно. Замечаю, что кто вкусил такого хлеба, возвращается к творчеству вновь и вновь. Значит, в будущем ждут новые открытия, успехи, дело. Мой мир был бы беднее без коллег-соавторов – заслуженных учителей России В.Н. Патрушева, К.И. Гридиной, Л.А. Рябовой, Л.М. Кокориной, А.И. Караваева, Л.Н. Барамзина, Е.В. Лопаткина. В последний год над проблемами диагностики активно работают учителя: из Суны С.С. Фалалеев, учителя из Кирово-Чепецкого р-на Э.И. Мохина, Т.И. Шешукова, А.Е. Лекомцева и другие. Плодотворное сомыслие – вершина сознательного творчества личности.
Я рад, что в творческом поиске находятся учителя глубинки. К сожалению, наша московская образовательная элита завалила страну концепциями. Словесным реформам нет конца. Но вот уже 10-15 лет нет оборудования для физических кабинетов. Об этом, видимо, забыли.
Н.П.: Как проходит обычный ваш день?
Ю.С.: Готовлю и провожу занятия, веду консультации для аспирантов, читаю диссертации соискателей, пишу статьи. В среднем часовая нагрузка в неделю по 18-20 час, но вся научная работа выходит за эти рамки. Любой поймет, что значит написать и опубликовать в год 200 страниц текста. Идет работа с учителями: лекции, семинары, заседания творческой лаборатории, консультации и др. Словом, дел хватает.
В последнее пятилетие было потрачено много сил для построения образовательной вертикали в области методики обучения физике: различные курсы для студентов, послевузовская магистерская подготовка, аспирантура, докторантура, диссертационный совет. Далеко не все получается, но есть основание для будущего развития. В научно-методической работе удалось заложить некоторые традиции: определилось направление деятельности – модели и моделирование в обучении физике, проводятся научные конференции республиканского уровня, на физическом факультете удалось сделать ежегодный сборник научных работ преподавателей и студентов, а в ИУУ вышел уже шестой сборник научных трудов.
Прошлым летом издал за свой счет монографию «Построение методологии методики обучения физике». Что было делать? Рукопись больше года лежала в компьютере и начала «мешать» другим делам. Правильность решения сейчас подтверждают отзывы профессора В.А.Орлова из Москвы, академика В.Г.Разумовского, которые считают книгу «ценным трудом». После Нового года в издательстве «Просвещение» выходят две книги для учителей страны. Это для меня событие. Но больше всего хочу, чтобы мои дела были значимы для других.
Н.П.: Как относятся к образованию студенты и аспиранты?
Ю.С.: Потребность в образовании растет. Они хотят учиться. Но «правила игры» меняются под сильным давлением социальных проблем. Как прожить на стипендию в 300 руб? Как жить аспиранту, обычно уже семейному, на 700-800 руб? Ведь для качественных успехов надо ох как трудиться! Быть в соответствующей среде и быть свободным для идей. Быть готовым встретить их и осмыслить. Но в целом, думаю, что новые поколения не хуже прежних.
Н.П.: Юрий Аркадьевич, как вы определите свою позицию в мире, в котором мы живем?
Ю.С.: Не хочу путать товарно-денежные отношения с товарно-денежной жизнью. Сейчас большинство из нас покорены деньгами, мы их рабы, они нами правят. Мы ходим на работу, пьем, едим, развлекаемся по их указаниям. И с этой точки зрения мы живем в каком-то искусственном, искаженном, фантастическом мире. Но он, увы, агрессивно рекламируется, воспроизводится.
Правда, далеко не все понимают, что освоение культуры и социализация – это не одно и то же. Приспособиться к реальности можно. Но реальность нередко толкает быть «шестеркой у босса». И платят больше, чем ученому. Но куда же это нас ведет? Высокая духовная деятельность в итоге всегда капитал, причем одновременно и личный, и общественный. Какова перспектива человека в таком мире? Быть рабом вещей, других людей, быть несвободным, а значит, никогда не реализоваться. При нынешних правилах игры чего стоят все высокие разговоры о свободе, демократии, реализации творческих способностей? Нередко они выступают просто как форма манипуляции людьми, в конечном итоге – обмана. Но это эффективная форма обмана для многих людей, обычно романтических и верующих.
Мы несемся жить по канонам, которые модны сейчас, куда-то бежим, ищем что-то… А всё в себе самом, в семье, друге, делах, людях, которые работают рядом.
Н.П.: На кого в жизни вы равняетесь?
Ю.С.: Я не состоял и не состою ни в одной из партий. Никому не поклонялся как фетишу. Но перед личностью и делами многих людей я склоняю голову. В этом ряду многие ученые, труды которых знаю по текстам, и обычные люди, важные для меня своими поступками. Меня всегда тянуло к людям старшего поколения, их мудрому практическому отношению к миру и делу. Не устаю восхищаться Ермолаем Петровичем Петровым, давно ушедшим романтиком и журналистом из Яранска, художником Петром Саввовичем Вершигоровым, который был другом нашей семьи, Василием Григорьевичем Разумовским, моим учителем в науке, академиком РАО. Жаль, что мы мало знаем о коллегах. Только сейчас в полной мере понимаю, как жил и работал профессор нашей кафедры В.В. Мултановский. А его уже нет, и вопросов уже не задашь.
Больно, что возник разрыв между поколениями. Он вреден для наших сыновей и внуков. Старшие мудрее, именно они должны организовать встречное движение.
Есть и показательный опыт отношения к авторитетам. После более чем двадцатилетнего перерыва, после ущербного крика голосов в девяностых годах я неожиданно для себя вернулся к творчеству К. Маркса. Прошлым летом в отпуске нашел в архиве двухтомник избранного, перечитал многие статьи, в частности работы о Фейербахе. Был удивлен стилем, чистотой и глубиной мыслей. Работы насыщены идеями.
В круг моих интересов входят педагогика, психология, управление. Почти все современные представления базируются на идеях так называемого деятельностного мира, а Карл Маркс один из его основателей. Несомненно, он – гениальная личность. Как любой классик, современен.
Но несомненно и то, что его просто не знают даже по вторичным источникам. Вот и вывод: мы ещё просто безграмотны, продолжаем верить всем подряд, не вникая в дело.
Опыт последнего десятилетия убеждает, что революционный слом приносит страшные потери. Но суть человека в ежедневной предметно-преобразующей деятельности. А если она низводится к обману, накапливается масса проблем. Их невозможно консервировать словоблудием. Их нужно решать, умело используя выводы теоретиков, чужую практику, чтобы выводить государственный корабль из шторма в спокойную гавань. А нас бросают из шторма в шторм. Неудивительно, что не выдерживают суда, да и люди тоже.
Н.П.: Юрий Аркадьевич, что для вас семья?
Ю.С.: Ценность, которую невозможно выразить никаким количеством золота, денег. Это моя опора в жизни, её смысл, интерес. Это счастье. Огромную роль играет жена Галина Аркадьевна, журналист, редактор газеты «Я расту». В 1978 году мы случайно столкнулись на вечере молодых поэтов и музыкантов, хотя до этого сотрудничал с газетой «Комсомольское племя», где она работала. И вот уже 25 лет вместе. Её энергия, оптимизм, невероятное трудолюбие позволили нам буквально выстоять в штормах перестройки. А газету она буквально вынянчила. Сотни ребят с ней выросли, газета десять раз была лауреатом российских конкурсов и один раз – Международной ассамблеи детской прессы. Иногда возмущаюсь: не дом, а филиал редакции. Сотни звонков со всех районов области. Постоянно заходят ещё не признанные поэты и прозаики. Но это её жизнь, её призвание. И я уважаю дело, которому она служит с таким самозабвением.
Наша дочь Светлана окончила юридическую академию. Сын Сережа учится в нашем университете на физическом факультете. На его примере я сделал вывод: крепкое гуманитарное образование, которое он получил в средней школе № 29, позволяет быстро встроиться и в естественнонаучную систему знаний. Я верю в жену и детей, уважаю их потребности, радуюсь их успехам. Мне интересно с ними. Я не представляю ни другого счастья, ни жизни без них.
Н.П.: Существуют вечные вопросы: «Как жить? К чему стремиться? В какое дело вложить душу?» Что вы об этом думаете?
Ю.С.: Я верю, что жизнь строится самим человеком, но не одиноким, а человеком в «социуме», я бы добавил – в культуре. Траектория каждого уникальна. И она выводится волей человека, его способностями и целями, окружением, родителями и даже случайными обстоятельствами. Как реализовать себя – вот проблема. Есть притча: каждому человеку судьба хоть раз в жизни стучится в дверь, но большинство в этот момент оказываются… в соседней пивной. Условие успеха старо как мир: надо много трудиться, честно, с любовью. Всё остальное придет.
В юности мне повезло: во мне проснулась страсть к книгам. В школе и после школы практически самостоятельно открыл для себя стихи Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Вознесенского, прозу Ю. Тынянова, В. Катаева, М. Булгакова. Во время учебы на физическом факультете нашего института вошел в духовный мир литературного клуба «Молодость». В дружеских, но напряженных по мысли и чувствам диалогах с участниками наших встреч формировался духовный мир. Словно была запущена машина по построению характера, воли, стремлений.
Интерес к гуманитарной культуре не затенял изучения физики. Именно в эти годы по книгам начала XIX века познакомился с методологией науки Анри Пуанкаре, читал классиков специальной теории относительности, тяжело продирался через понятия квантовой механики. В 1972 году появилась первая научная публикация. С тех пор минуло 30 лет.
Ещё рано подводит итоги. Хочу много работать. Делать дело. Думать. Когда задумываюсь о жизни, приходят на память строчки из А. Вознесенского:
Есть высшая цель стихотворца
Ледок на крылечке оббить,
Чтоб шли обогреться с морозца
И исповеди испить.
В юбилейный день рождения в дом Сауровых шли не только обогреться с морозца. Отвести душу и послушать стихи М. Цветаевой, которые они читают на память. Только заканчивает строку Галина, как продолжает Юрий Аркадьевич. Звучали лучшие строки М. Чебышевой, С. Сырневой. Галина Аркадьевна вытаскивала из свежей почты сочинения очередного поэта, и все радовались свежести восприятия мира мальчишки из дальнего района.
Конечно, радовали многочисленные поздравления. Но, наверное, лучшим подарком в тот день были слова дочери, сказанные почти шёпотом: «Оставайся таким же, папа. Долго-долго». Что к ним прибавить?
Н. Подлевских