Открытый урок Морозовой

 

Очень трудно, когда тебя проверяют. Перед открытым уроком многократно прокручиваешь в голове все его этапы и приёмы. Но каждый такой урок – при условии его профессионального анализа – это шаг вперёд в совершенствовании методического мастерства. А в конечном итоге – это вклад в дело воспитания и обучения школьников.

В этом учебном году я побывал на двух уроках у учителя физики школы №2 города Уржума Ф. И. Морозовой. Это были два прекрасных урока по самому высокому спросу. Что же в них главное? В чём стержень успеха? Два ключевых звена урока Морозовой – доброжелательность к школьникам и умелая организация их учебной деятельности. Первый раз я был поражён и покорён тем, как учитель спокойно и вроде бы внешне медленно организует решение задач. К сожалению, нередко ещё у других учителей физики главной фигурой на уроке оказывается сам учитель. Он говорит, пишет, показывает и т.п. А ведь учитель должен словом, действием, примером управлять самостоятельной работой учеников. Только через активную деятельность происходит усвоение знаний и умений, формируется активная жизненная позиция. Всё это есть на уроке Фаины Ивановны. Вот она пригласила ученика к доске и попросила предсказать поведение проводника с током в магнитном поле. Ученик размышляет вслух и сам показывает опыт. И школьникам, и даже мне очень интересно. А вот ещё приём: надо составить задачу по рисунку и дать её решение. Смысл такой работы – формировать у школьника умения ставить и решать задачи жизни, науки, техники. Эти качества так необходимы сейчас выпускникам школ в период ускорения социальной и экономической жизни общества.

Ф. И. Морозова строит свой урок так, как будто вяжет кружево – легко, естественно, красиво. И вроде бы нет трудностей, волнения… Чтобы проверить своё впечатление от урока, я задал вопрос завучу школы Э. И. Винокуровой: «В чём же успех работы учителя физики? В чём это выражается?» Она ответила: «Фаина Ивановна очень добросовестно готовится к урокам, много и активно читает педагогической литературы и стремится взять из неё приемлемые приёмы, методы, решения. А это уже важнейшее условие успеха. Но одних знаний мало. Нужна тщательность подготовки к уроку, и учитель не боится работы. Так появляется чёткость на уроке, своеобразная лёгкость в постановке физического эксперимента, так выполняется на уроке большой объём заданий. Например, на недавнем открытом уроке школьники решили около 15 задач. Это и есть успех. Вся работа Фаины Ивановны убеждает, что у неё природный дар педагога».

Трудно описать все впечатления об уроке Ф. И. Морозовой. Но одно ещё следует сказать. Это современный урок.

А отсюда и практический вывод: молодым учителям физики района надо чаще бывать у учителя Морозовой на уроках, брать и применять на деле всё лучшее, чего она добилась за многие годы работы в школе.

Наше время властно требует перемен. Отрадно, что в этом году районное методическое объединение учителей физики больше организует открытых уроков, активно их обсуждает, ищет коллективные решения. И в этом тоже виден вклад Ф. И. Морозовой. Пожелаем ей успехов.