Наука и школа: быть союзу

 

Недавно в нашей области побывал земляк, академик-секретарь АПН СССР, делегат Всесоюзного съезда работников народного образования, профессор Василий Григорьевич Разумовский. Он встречался с преподавателями и студентами пединститута, учителями Речной средней школы Кумёнского района, посетил Татауровскую среднюю школу Нолинского района, где начинал работать учителем физики. Наш внештатный корреспондент встретился с В. Г. Разумовским и попросил рассказать о проблемах современной школы.

Если сейчас мы говорим о дифференциации обучения, сказал академик, то это не должно противоречить широкому общеобразовательному уровню. Надо лишь сократить число обязательных дисциплин до 12-13, в некоторых случаях интегрировать предметы. Например, объединить изучение физики и астрономии. Улучшение, углубление общеобразовательного уровня должно произойти за счёт изучения таких дисциплин, как экология, экономика. Очень остра проблема эстетического образования, без которого не может быть современного человека. Вместе с родным языком, литературой, математикой, физикой, биологией эти дисциплины и обеспечивают формирование научной картины мира. На память знаю слова великого А. Эйнштейна: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира. Этим занимается художник, поэт, философ и естествоиспытатель. На эту картину и её оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может обрести в слишком головокружительном круговороте собственной жизни…» Лучше не скажешь о значении образования.

Правда заключается в том, что в школе – да и вообще в обществе – была и есть уравниловка. Часть детей действительно не может овладеть средним образованием в нынешнем объёме. Ребята мучаются, мучаются их родители и учителя. Зачем? Надо честно признаться: если кто не может, то и не надо. С другой стороны, многие школьники не догружены, их развитие тормозится. На мой взгляд, они-то и страдают больше всего. Общество теряет таланты. Надо дать возможность учителю выбирать программу, учебники, если хотите, стиль работы.

Не следует всё же забывать, что процесс познания – это в значительной степени процесс самообразования. Если человек претендует на что-то значительное, значит, он должен больше проявить волевых усилий.

Но нельзя отказываться от действительных завоеваний нашей школы. В пылу дискуссий мы о них забываем, в нужной степени не осознаём. Например, накоплен уникальный опыт определения объёма и содержания среднего образования, несомненно, велики достижения в разработке конкретных методических приёмов.

Словом, не надо выплёскивать ребёнка вместе с водой. Следует помнить, что без конкретных знаний и умений нет и не может быть полноценного развития человека.

Кировским учителям есть с кого брать пример. Интересен опыт работы преподавателя Речной средней школы Анатолия Ивановича Караваева. Он энтузиаст детского технического творчества школьников, на уроках и во внеурочное время использует микрокалькуляторы и ЭВМ. Увлечён сам и, конечно, увлечённо занимаются ребята. Особенно интересно теперь, когда занятия по информатике проходят в дисплейном классе, – это, так сказать, овеществлённая премия, присуждена учителю министерством. Результаты творческой работы в содружестве с учениками велики. Они оценены учителями – участниками республиканских курсов переподготовки. Проведение таких курсов в Речной средней школе – признание успехов учителя. Значит, даже в рядовой сельский школе возможны высокие достижения в педагогическом творчестве. Одними концепциями сверху без подъёма работы в каждом конкретном педагогическом коллективе многого не достигнешь.

Есть ещё достойные примеры – опыт учителя кировской средней школы № 16 В. Н. Патрушева. Много лет знаю Владимира Николаевича и всегда, когда говорю с ним о работе, восхищаюсь его энтузиазмом. Его творчество в краеведческим поиске, в использовании самодельного оборудования приносит свои плоды. Изучение физики у такого учителя далеко от примитива, формальной зубрёжки, – идёт заинтересовано, вдумчиво.

Конечно, ещё много проблем в  развитии педагогической науки. Она обязана заниматься фундаментальными вопросами, а школа, питаясь научными разработками, должна идти дорогой творчества. Но пока коэффициент использования того, что сделано наукой, очень мал. В этом суть. И надо ясно понимать, что и деятельность ВНИКа, и опыт учителей-наставников основываются на результатах педагогической науки. Правда у нас наблюдается хроническая болезнь: мы спешим, нам всё надо исправить за день, неделю, месяц. К чему это приводит ясно хотя бы из истории с реформой школы. А мы кидаем всю науку на решение прикладных вопросов, вплоть до того, что направляем учёных в школу давать уроки, убеждая себя, что в этом и будет их основной вклад. Чушь! Каждый должен заниматься своим делом. Я ещё помню, как учёных сельхозакадемии отправляли работать председателями колхозов. Что из этого вышло? Средний учитель может дать урок лучше учёного-методиста. И тут противоречия нет. Они занимаются разными вещами. Конечно, мастер-учитель или методист может дать хороший урок в любом классе, но всё-таки он будет демонстрировать хорошее преподавание. Для того, чтобы обеспечить учение, надо знать детей, жить творческой жизнью вместе с ними. Вот почему опыт таких учителей, как кировчане Караваев, Патрушев, Кузнецов, должен пропагандироваться.

Что такое обучение и воспитание? Это овладение социальным опытом общества. Наука ускоряет нам усвоение опыта, но и сам опыт социальной деятельности необходим в полной мере. Не надо только противопоставлять эти две стороны одного целого. Надо самому совершенствовать свои знания, свою подготовку, активно участвовать в трудовой деятельности – творить, созидать. Надо бороться! Вот для этого наука и необходима: она учит знать «как» и «для чего».

Каждый специалист должен видеть свои возможности, иметь свою тему. Я, например, всю жизнь занимался проблемами развития творческих способностей школьников. И сейчас вижу огромные перспективы для развития творчества, особенно связанные с изучением информатики и вычислительной техники. Дело за желанием.