Преданность делу, или этот вечный и любимый эксперимент…
(к 75-летнему юбилею Г. Г. Никифорова)
50 лет назад после окончания физфака МГПИ им. В. И. Ленина Геннадий Григорьевич Никифоров по распределению уехал работать в Мурманскую область. А в конце 70-х годов XX века, после активного участия в уникальном Московском семинаре В. Г. Разумовского «Современный урок», пришёл работать научным сотрудником в лабораторию преподавания физики НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. Тогда интеллектуально-духовная среда лаборатории определялась такими классиками методики, как Б. С. Зворыкин, А. А. Покровский, Н. А. Родина, А. С. Енохович, Э. Е. Эвенчик и новым поколением методистов – Ю. А. Коварским, Л. С. Хижняковой. Геннадий Григорьевич пришёлся к месту, был принят, освоил опыт научной работы и нашёл свою сферу деятельности – организация и методика экспериментирования при обучении физике в школе.
Пришло новое время, и под руководством Г. Г. Никифорова коллективы специалистов выпускают монографии по учебному эксперименту. В них исследованы и оборудование (Учебное оборудование / под ред. Г. Г. Никифорова. М., Дрофа. 2005), и разработка современного кабинета физики, в том числе и цифрового, в котором эксперимент – ежедневная необходимость и возможность, и современные технологии изучения физики на основе экспериментальной деятельности (Современный кабинет физики, ред. Г. Г. Никифоров. М., Дрофа, 2009). Выделим два важнейших для развития современного физического образования результата, полученные Геннадием Григорьевичем.
• По итогам проведенного под руководством Г. Г. Никифорова в Раменском районе Московской области исследования разработаны технология и «ГИА-лаборатория НР» для проверки экспериментальных умений на реальном оборудовании при Государственной аттестации. Результаты поисков подводят к выводу: включение экспериментальных заданий в Государственную аттестацию имеет решающее значение для восстановления отечественных традиций преподавания физики на экспериментальной основе (Физика: ГИА: Сборник экспериментальных заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе (Г. Г. Никифоров и др. М., Просвещение, 2011–2013).
• Создана система фронтального эксперимента нового поколения (ФГОС–Лаборатория НР), которая позволяет внедрить в практику любого учителя изучение физики на основе самостоятельного экспериментирования учащихся (Учебный эксперимент. Современные технологии. Методическое пособие под ред. Г. Г. Никифорова. М., Вентана-Граф, 2015).
Словом, неслучайно Геннадий Григорьевич достиг серьёзных успехов в методике обучения физике: он соавтор всех пяти книг учебника физики под редакцией В. Г. Разумовского и В. А. Орлова (М., ВЛАДОС, 2002–2011), он старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, член редакции журнала «Физика в школе», руководитель опытно-экспериментальной работы в Раменском районе по исследованию формирования естественнонаучной грамотности.
Г. Г. Никифоров уважаем в среде коллег, нам приятно сотрудничать с ним, скромным и умным человеком, квалифицированным и добросовестным специалистом. И по случаю юбилейного Дня рождения мы желаем ему здоровья и удачи!
В. Г. Разумовский,
академик РАО, профессор, Москва;
Ю. А. Сауров,
член-корреспондент РАО, профессор, Киров;
А. Ю. Пентин,
заведующий Центром естественнонаучного образования
Института стратегии развития образования РАО, к.ф-м.н.
Редакция и редколлегия журнала «Физика в школе», коллеги по работе
присоединяются к поздравлениям Г. Г. Никифорова и желают ему успехов в делах!