Первое интервью, наверное, было не случайным. До этого я активно сотрудничал с нашей институтской многотиражкой, одно время был даже сменным редактором. Интервью – факт, не убавить и не прибавить...
В нашей газете открывается новая рубрика – «Деловые интервью», в которой читатель будет встречаться с людьми нашего института – руководителями, общественными работниками, студентами.
Разговор с деканом
Юрию Аркадьевичу Саурову 35 лет. Окончил физический факультет нашего института, в 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию, сейчас он ст. преподаватель кафедры теоретической физики. С сентября прошлого года Юрий Аркадьевич – декан физического факультета.
М.И.: Юрий Аркадьевич, вот вы окончили институт в 1973 году, чем вы занимались сразу после института?
Ю.А.: Я получил распределение в Сердежскую среднюю школу Яранского района и три года проработал учителем физики. И – не только работал. Был внештатным лектором-международником при райкоме партии, вел в селе кружок политпросвещения по коммунистической морали, учился заочно в университете марксизма-ленинизма.
Все три года продолжал заниматься наукой. Я говорю, продолжал, потому что занимался ею, ещё будучи студентом в институте. Научной работе помогли занятия по индивидуальному графику.
Работая в школе, съездил в Москву в НИИ при АПН СССР, где познакомился со своим будущим научным руководителем профессором В. Г. Разумовским. В это же время после ряда попыток была опубликована статья из опыта работы в журнале «Физика в школе».
Далее – год работы ассистентом на кафедре общей физики. Это была не самая легкая полоса в моей жизни – негде было жить, да и в материальном плане тоже было нелегко.
Потом – аспирантура и защита кандидатской диссертации в 1980 году. После аспирантуру – преподавательская работа, отвечал за студенческую науку, был куратором.
М.И.: Юрий Аркадьевич, на должность декана вы заступили очень недавно. С какими проблемами вы столкнулись и как их решаете?
Ю.А.: Первое, с чем я столкнулся как декан, – это проблема дисциплины. Речь идет не только о таких простых вещах, как посещение занятий студентами. Здесь важна и содержательная сторона: почему студенты плохо готовятся к занятиям? Почему слаб интерес к учению? Тут и проблема хронической неуспеваемости части студентов: долги нередко сдавали до конца следующего семестра. Все это вело фактически к разрушению учебного процесса. Много было нарушений в общежитии. Видимо, и в наказаниях не все было в порядке: много простого «журения» вместо действительной требовательности.
Накопились проблемы в учебно-методической работе – слабая связь курсов общей и теоретической физики, мало методических пособий по трудным курсам. Остро стоит проблема набора на 1 курс.
В этом году мы более активно готовимся к набору: подготовили ряд заметок о факультете в нашу институтскую газету и разослали более 150 её номеров в школы; назначили специально ответственного за набор; подготовили материалы для газеты «Комсомольское племя»; используем личные каналы. Выезжали для агитации в районы, выступаем в шкалах города. Итог: более 20 абитуриентов написали заявления уже сейчас.
М.И.: Известно, что на физическом факультете в прошлом семестре повысилась успеваемость…
Ю.А.: Да. По-видимому, определенный эффект принесло изменение стиля руководства: ужесточилось отношение в различным нарушениям, больше стало требовательности не только к студентам, но и к преподавателям, особенно за конечный результат; больше влияния на распределение учебной и общественной нагрузки; стараемся фиксировать все нарушения, указывать конкретные фамилии, принимать конкретные меры. Привели в порядок лаборатории, сделали кабинет школьного типа.
(Реплика присутствующего при разговоре доцента Е. И. Ковязина: «Что правда, то правда, за последнее время положение на факультете изменилось – лучше успеваемость, больше порядка»).
Мы стремимся к налаживанию четкой информации лот старост, большему вовлечению их в процесс руководства жизнью факультета. Я считаю, что декан должен постоянно держать руку на пульсе жизни факультета.
(Вновь реплика Е. И. Ковязина: «В результате на декан тонет в мелочах, в текучке, во все вникает сам, вместо того, чтобы заставлять это делать тех, кто должен это делать – кураторов, самих преподавателей).
Ю.А.: Да, я прекрасно осознаю эту опасность, но важно наладить оперативность решений, хотя не всегда удается выдержать свою линию. Часто надо просто делать, а не рассуждать.
Иногда задаю себе вопрос: почему факультет не занимает лидирующего места в институте? На факультете 55 % дипломированных специалистов, создана неплохая материальная база, есть успехи в научно-исследовательской работе. В чем же причины? На мой взгляд, много недостатков в самой организации всей работы коллектива факультета. Далее, студенты перегружены информацией, которая не закрепляется в голове. Мы часто забываем, что многознание прямо уму не научает. Необходим более последовательный упор на формирование интеллектуальных и практический умений.
Должен сказать и об успехах в методической работе: подготовлен курс теоретической физики для издания, выпущено пять разработок во внутривузовском издании, осуществляется работа по единому методическому режиму занятий.
М.И.: Расскажите, пожалуйста, какие у вас складываются отношения с комсомолом факультета, с другими общественными организациями?
Ю.А.: Считаю, что в целом комсомольцы работают неплохо. Но стараюсь всячески приучать комсомольский актив более четко проводить мероприятия: короче по времени, эффективнее по результату. Только при таком стиле работы формируются деловые качества самих комсомольцев. Чтобы решать вопросы, их надо ставить четко и остро.
Участвую в заседаниях УВК, комсомольского бюро, выступаю на комсомольских собраниях.
В этом году, по-моему, неплохо работают студенты на субботниках, хорошо поставлено дело с художественной самодеятельностью, агитбригадой. В общежитии улучшается дисциплина. Главное сейчас – это проведение бесед, диспутов, организации работы клубов и т.п.
В деле воспитательной работы тоже надо научиться отличать главное от неглавного. Мне кажется. Что иногда наблюдается определенное противопоставление учебной и воспитательной работы. Я категорически против этого. Количество мероприятий – это ещё не гарантия успеха.
Неплохие отношения у меня сложились с партбюро и его секретарем В.А. Труфакиным. Но хотелось бы, чтобы парторганизация в большей степени думала о перспективах развития факультета, более принципиально боролась за главное, а в некоторых случаях повысила бы спрос как с членов партии, так и с общественных организаций, в частности, с профбюро. Необходимо четкое разделение обязанностей между деканатом, партбюро, профбюро, комсомолом. А то получается, что спрашиваем за все со всех. Пример постановки дела в вопросах дисциплины, ответственности, деловитости задает наша партийная пресса. С удовлетворением встречаю публикации в «Правде» по этим вопросам.
М.И.: Бывают ли у вас конфликты с сотрудниками и преподавателями?
Ю.А.: Да, бывают. Я уважаю всех сотрудников и преподавателей факультете, но, если нужно для дела, не боюсь идти на конфликты. Хотя переношу их очень болезненно. Основная причина конфликтов, которую я понимаю, но не принимаю, в том, что никто не хочет заниматься «мелкими делами» (скажем, требуется обновить стенд ко Дню открытых дверей). Бывает и формальное отношение к порученному делу, безынициативность. Не совсем удовлетворяет работа некоторых кураторов.
М.И.: Юрий Аркадьевич, вот теперь вам приходится совмещать обязанности декана, преподавателя, научного работника и, наконец. Мужа и отца. По-видимому, здесь тоже свои проблемы?
Ю.А.: Ещё какие! Часто днями не вижу дочь. Ухожу в 7-30 утра, прихожу около 6 вечера, иногда позже, и сразу за работу – готовлюсь к занятиям, разрабатываю задания для индивидуального выполнения, проверяю контрольные работы. Здесь свои сложности. С одной стороны, я, как декан, обязан быть образцовым преподавателем, и это очень трудно, так преподаю всего два года. С другой стороны – много сил отнимает работа декана. Но все равно: в этом году обсуждены тексты четырех моих лекций по классической механике, во внутривузовском издании вышли три брошюры по методике, есть публикации в центральных издательствах.
Издательство «Просвещение» включило в план книжку по методике изучения квантовой теории, написанную мною в соавторстве с профессором В.В. Мултановским; сделал заявку на выпуск пособия по курсу «Практикум по решению физических задач». Веду экспериментальную работу.
К сожалению, должность декана мало способствует интенсивным научным занятиям. Домой приходишь опустошенный, мысли не идут, думы не думаются.
Когда-то часто посещал театр, участвовал в обсуждении спектаклей, сейчас почти не бываю в театрах. Трудно настроится на другие проблемы, и нет времени. Читаю в основном специальную литературу и любимых авторов – Тынянова, Твардовского, Цветаеву.
М.И.: Ваши мечты как декана, Юрий Аркадьевич?
Ю.А.: Мечтаю о нормальном, нормированном рабочем дне.
Интервью провел М. Ненашев