Прикоснуться к вечности
(С юбиляром о проблемном)
Есть профессии штучные. Например, астроном. Доцент кафедры теоретической физики Вятского педуниверситета Евгений Иванович Ковязин по духу и призванию – астроном, по должности – преподаватель астрономии.
60 лет для астронома – это «детский возраст», ведь объект его изучения, по сути, – вечность, и что значит наш возраст по сравнению с жизнью звёзд! Такое окружение не может не влиять на человека: он становится рассудительнее, мудрее, спокойнее…
Более десяти лет Евгений Иванович руководит станцией наблюдения. За 35 лет в институте – пятьдесят научных работ, среди которых и книги, бесконечное число лекций для школьников, студентов, учителей. Давайте зададим давнему автору газеты «Вятский край» несколько острых вопросов о вечной науке – астрономии. Впрочем, в наши дни чаще почему-то упоминается астрология.
Ю.А.: Евгений Иванович, а можно ли спутать божий дар с яичницей, то есть астрономию с астрологией?
Е.И.: Общего между ними не больше, чем между алхимией и современной химией. Астрологию часто ругают, но на этапе зарождения науки и она сыграла положительную роль. Именно ей мы обязаны тем, что были разработаны методы в наблюдательной и особенно вычислительной астрономии.
Современная наука ныне признаёт и изучает влияние космоса на процессы, происходящие на Земле. И солнечную активность, и солнечные вспышки, и лунно-солнечные приливы, вспышки сверхновых звёзд, поля астероидов – всё это влияет на отдельного человека и на сообщество людей в целом, даже вспышки эпидемий на Земле зависят от активного Космоса.
Однако, это на значит, что происходит признание астрологии как науки. Астрология утверждает, что на жизнь человека влияет видимое положение планет, Луны, звёзд, Солнца, а с точки зрения современного астронома – это совершенная бессмыслица. Достаточно прочитать старые гороскопы, сравнить их предсказания с реальностью. Если из таких «прогнозов» исключить туманные рассуждения о смысле названий знаков зодиака, многочисленные оговорки со словами «может быть», то чётких предсказаний останется ничтожно мало.
Вот что было в одном из астрологических прогнозов на 1998 год: «нас ждёт усиление финансовых и торговых операций, укрепление национальной валюты, развитие международных связей, повышение грузо- и пассажирооборота, новый размах туризма» («Наука и религия», 1997, №12). А что было на деле?!
Не следует обольщаться: «звёздные прогнозы» и в других средствах массовой информации не более точны.
Ю.А.: А почему, на Ваш взгляд, сейчас такой интерес к астрологии, этой, как раньше писали, лженауке?
Е.И.: Историкам хорошо известно, что во времена смут, перемен резко растёт интерес к разного рода оккультным «наукам», гаданиям, колдовству… И это понятно. Ныне у людей не так уж много возможностей для снятия социальной и психологической нагрузки. И с этой точки зрения астрология – часть массовой культуры, она подобно религии занимает некий моральный и мировоззренческий вакуум. Вы заметили, что гороскопы всегда доброжелательны, ориентированы на общие ценности… Просто нужно помнить, что планеты тут ни при чём.
В течение более полувека астрологическая информация была мало доступна. Сейчас средства массовой информации завалили читателей предсказаниями, гороскопами, якобы научно обоснованными рекомендациями. Они так ярко упакованы, так наукообразно поданы, что даже эрудированному человеку трудно отличить «божий дар от яичницы».
Ю.А.: И наконец последнее. На пороге XXI века что-то неладное происходит с изучением астрономии в нашей школе. Как быть?
Е.И.: К сожалению, должен признать, что определённый вклад в «оккультирование» учащейся молодёжи вносят руководители нашего образования. Под благовидными предлогами гуманизации, интеграции, специализации учебного процесса из учебных планов постепенно выжимаются такие важнейшие для формирования научного мировоззрения предметы, как астрономия и физика. А за этими предметами великая тысячелетняя культура!
Лет через 10-20, думаю, ситуация в стране стабилизируется, и астрономия будет востребована в школе.
Ну а что такое 20 лет с точки зрения вечной Вселенной…