Столетию Вятского учительского института (ВятГГУ) посвящаем статью
Проблема и перспективы развития физического образования
в Кировской области
Характеристика реальностей обучения физике. Общая ситуация в физическом образовании Кировской области противоречивая. С одной стороны, наблюдается некая стабильность в организации обучения (улучшается оборудование…), фиксируется хорошее усвоение знаний и умений элитарными школьниками. С другой стороны, планка массового обучения физике в школе понизилась, произошёл явный спад подготовки учителей физики, и мы уже пожинаем плоды. Так, на пяти курсах нашего ВятГГУ всего около 40 студентов-физиков-учителей (!), их подготовка по физике далека от совершенства, плохо из-за условий идёт смена поколений учителей и методистов, просматриваются разрывы в передаче опыта, закрепляется неравенство в мотивах, содержании, условиях... Мы преуспеваем в рейтингах олимпиадников и всё реже имеем студентов, которые понимают физику, в достаточной степени знают математическую физику. Чем компенсировать эти пробелы? Как можно научить студента теоретической физике без знаний элементарной физики, которая при этом изучается в другом возрасте?
В последние годы мы погружены в копирование и переписывание многочисленных норм деятельности (программы, содержание, процессы, умения и др.), и разумного в новых стандартах много. Но реалии первоначальной подготовки школьников и студентов, условий обучения (познавательных и социальных) только усиливают разрыв между словом и делом. Постоянная смена одной методической моды другой эффекта не даёт и не даст – надо настойчиво отрабатывать простую и мудрую одновременно технику обучения. Обучение – консервативный процесс, эффект приходит с годами. Один яркий урок – это далеко не успех, это симптом возможного успеха.
Устойчивым мотивом успешной образовательной деятельности может быть только творческий процесс, признанный коллегами, радующий нас успехами наших учащихся. Социальные проекты, методические шоу, конкурсы здесь – только дополнение. А вот условия, культура, интеллектуальный комфорт в профессиональной деятельности – эффективное средство успеха.
Творческие достижения нашей методической науки. Традиционными и успешными для практики обучения физике являются следующие результаты научно-методической деятельности:
- Разработка усилиями методистов (Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский, В. В. Мултановский) и учителей (В. Н. Патрушев, К. И. Гридина и др.) системы моделей уроков фактически для всего курса физики средней школы. Но особенно востребованными оказались модели уроков для старшей школы, сейчас они уже изданы тиражом около 80 тыс. экземпляров для учителей физики страны. Мы в этой работе лидеры. И это реальный вклад в дело образования. По этой теме на последней Всероссийской конференции удачно выступила учитель физики А. В. Некрасова. Путь этот далеко не исчерпан, он объединяет учителей, позволяет рационализировать учебный процесс, наполнить его творчеством… И здесь мы лидеры и должны остаться лидерами.
- Трудно, порою тяжело, но последовательно только вверх наша методическая деятельности шла по пути освоения различных аспектов методологии познавательной деятельности (см. библиографию работ [2–6, 16]). И сейчас в стране это направление в методике признано, ассоциируется с Вятской научной школой методистов-физиков, всё чаще и больше даёт конкретные образовательные достижения. Вот уже двадцать лет раз в три года на базе ИРО Кировской области мы проводим республиканскую научно-теоретическую конференцию «Модели и моделирование в методике обучения физике». Она стала традицией, её знают в стране, на этой платформе развиваются научные связи с методистами Украины.
- На теоретическом основании предшественников (В. В. Мултановский, А. С. Василевский) мы освоили и активно транслируем опыт деятельности со школьными учебными физическими задачами. Настойчиво внедряется фундаментальная ориентировка деятельности с задачей: анализ текста и физического явления, идея или план решения, математическое решение (модель явления), анализ итогов решения задачи. И наши успехи в олимпиадном движении известны в стране (М. В. Гырдымов, К. А. Коханов, П. Я. Кантор, М. В. Исупов и др.).
Методологически и методически верное отношение к задаче, т.е. отношение к ней как к описанию физического явления, помогает учителям в подготовке к ЕГЭ (см. работы Г. А. Бутырского). И тут ещё много перспектив для роста.
Проекты для будущего. Важным и примечательным проектом для развития нашего физического образования ближайшего будущего является экспериментальная площадка РАО на базе кировской школы № 16 (учитель – О. Л. Лежепёкова, координатор – профессор Ю. А. Сауров, научный руководитель – академик РАО В. Г. Разумовский). Здесь отрабатывается целый комплекс методический решений. Назовём некоторые: а) разработка и освоение на материале физики диагностики современных метакомпетенций (деятельность моделирования, метод научного познания и др.), б) разработка приёмов организации на всех уроках физики экспериментирования как ведущей деятельности, нацеленной на освоение метода научного познания (факты, модель, следствия, эксперимент), в) переподготовка учителей физики по новой методике проведения лабораторных работ, по различным вопросам методологии содержания курса физики средней школы и др. Немаловажным в этой деятельности является развитие самого учителя.
Набирает научно-методическую высоту и отрабатывается до деталей методика организации коллективной познавательной деятельности школьников во всех видах учебной деятельности (доцент, докторант К. А. Коханов). И здесь уже налицо достижения: устойчиво успешны такие коллективные формы работы, как физбои, построен методологический и теоретический фундамент для методических проектов, в экспериментальном преподавании отработана методика организации коллективной деятельности школьников при проведении опытов, формируется новая практика отношения к процессу решения трудных физических задач и др. [2, 3, 5, 6, 22].
В последнее десятилетие признание уровня вятских методистов-физиков выразилось и в том, что один из нас стал соавтором профильного учебника для 10–11 классов средней школы. Он построен с учётом требований нового ФГОС, ориентирует учителя и школьников на освоения метода научного познания в деятельности экспериментирования и моделирования. И это стратегия в развитии физического образования. Она требует существенного роста качества деятельности во всех звеньях нашего дела. В трудном освоении нового мы копим опыт для успехов.
Заключение. Для получения социального по эффекту результата нам нужно усилить тиражирование накопленного опыта в творческой деятельности самих учителей. Тогда и сформируется новое поколение учителей, тогда с уверенностью, закономерно появятся новые результаты в обучении и воспитании школьников.
Наши основные публикации за пять лет
Бутырский Г. А., Коршунова О. В. Подготовка к ЕГЭ по физике: учебное пособие. – Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. – 363 с.
Коханов К. А., Сауров Ю. А. Методология функционирования и развития школьного физического образования: монография. – Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. – 326 с.
Коханов К. А., Сауров Ю. А. Проблема задания и формирования современной культуры физического мышления: монография. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2013. – 232 с.
Лежепекова О. Л. Уроки обобщения в курсе физики одиннадцатого класса // Образование в Кировской области. – 2013. – № 3. – С.60–63.
Модели и моделирование в методике обучения физике: материалы докл. респ. науч.-теор. конф. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2010. – 107 с.
Модели и моделирование в методике обучения физике: материалы докл. респ. науч.-теор. конф. – Киров: Изд-во ИРО Кировской области, 2013. – 94 с.
Орлов В. А., Сауров Ю. А. Практика решения физических задач: 10-11 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразов. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 272 с. (Переиздания в 2011, 2013).
Орлов В. А., Сауров Ю. А. Проблема использования современной методологии познания для развития физического образования // Физика в школе. – № 2011. – № 7. – С. 23–31.
Разумовский В. Г., Сауров Ю. А. Научный метод познания в школьном образовании как высочайшая духовная ценность // Научные основы развития образования в XXI веке. – СПбГУП, 2011. – С. 292–296.
Разумовский В. Г., Сауров Ю. А. Методология деятельности экспериментирования как стратегического ресурса физического образования // Сибирский учитель. – 2012. – № 2. – С. 5–13.
Разумовский В. Г., Сауров Ю. А.. Синенко В. Я. Деятельность моделирования как фундаментальная учебная деятельность // Сибирский учитель. – 2013. – № 2. – С. 5–16.
Разумовский В. Г., Орлов В. А., Никифоров Г. Г., Майер В. В., Сауров Ю. А. Физика: Учеб. для 10 класса. Часть 1. – М.: Владос, 2010. – 261 с.
Разумовский В. Г., Орлов В. А., Никифоров Г. Г., Майер В. В., Сауров Ю. А. Физика: Учеб. для 10 класса. Часть 2. – М.: Владос, 2010. – 261 с.
Разумовский В. Г., Орлов В. А., Никифоров Г. Г., Майер В. В., Сауров Ю. А., Страут Е. К. Физика: Учеб. для 11 класса. Часть 1. – М.: Владос, 2011. – 255 с.
Разумовский В. Г., Орлов В. А., Никифоров Г. Г., Майер В. В., Сауров Ю. А., Страут Е. К. Физика: Учеб. для 11 класса. Часть 2. – М.: Владос, 2011. – 359 с.
Разумовский В. Г., Орлов В. А., Майер В. В., Сауров Ю. А. Стратегическое проектирование развития физического образования: монография. – Киров: Изд-во ИРО Кировской области, 2012. – 179 с.
Сауров Ю. А. Глазовская научная школа методистов-физиков: История и методология развития: монография. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2009. – 208 с.
Сауров Ю. А. Программа формирования методологической культуры субъектов образования // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 1. – С. 3–11.
Сауров Ю. А. Учитель: вечный поиск смыслов...: монография. – Киров, 2010. – 158 с.
Сауров Ю. А. Физика: Поурочные разработки. 10 класс: Пособие для учителей общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с. (Второе издание.)
Сауров Ю. А. Физика: Поурочные разработки. 11 класс: Пособие для учителей общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 256 с. (Второе издание.)
Сауров Ю. А., Коханов К. А. Проблема воспроизводства коллективной познавательной деятельности // Вестник ВятГГУ. – 2012. – № 3. – С. 68-74.
Исследование процесса обучения физике: сборник научных трудов; вып. 15 / под ред. Ю. А. Саурова. – Киров: ИРО Кировской области, ООО «Типография «Старая Вятка», 2013. – 56 с.
Ю. А. Сауров,
О. Л. Лежепёкова