Учить творчески, учить творчеству

 

Большие резервы совершенствования обучения следует связать с развитием творческих способностей учащихся. Без интереса к делу, к изучению того или иного предмета успеваемость, а особенно качество успеваемости будут низкими. В творческой деятельности формируется активная жизненная позиция. В этом направлении как раз школе и предстоит много работать.

В нашей области есть много учителей, работающих творчески. Заслуженный учитель школы РСФСР, учитель физики Речной средней школы Кумёнского района А. И. Караваев оборудовал вместе в учениками один из лучших в области кабинетов физики. В нём ведутся большая внеклассная и кружковая работа, занятия районной секции учителей физики, курсы повышения квалификации учителей области.

Более десяти лет работает над важнейшей проблемой – научить учащихся учиться – отличник просвещения РСФСР, учитель физики средней школы № 2 Белой Холуницы В. И. Десятков. На интересных, нестандартных уроках у Валерия Ивановича школьники учатся работать с учебником и дополнительной литературой, выступают с докладами и рецензируют ответы товарищей. Высокая эрудиция, увлечённость работой, непрерывной самообразование, поиск новых приёмов обучения позволяют этим педагогам строить уроки в соответствии с современными требованиями. Их учащиеся проявляют большой интерес к предмету, умеют объяснить физические закономерности и применить полученные знания на практике. Очевидно, что в Проекте реформы в конце первого абзаца пункта 2 следует добавить: «Всемерно способствовать формированию творческих способностей учащихся».

Ещё задача, одна из актуальнейших, – существенно улучшить подготовку учительских кадров. На ряде факультетов Кировского пединститута очень остро стоит проблема набора. Так, на физическом факультете в этом году к началу вступительных экзаменов был недобор. Естественно, при таком положении дела и уровень знаний поступивших оставляет желать лучшего. Кто же будет учить детей через пять лет?

На нашем факультете остро не хватает юношей. В последние годы на физическом факультете многое делается для развития творческих способностей студентов, для формирования у них умения организовать внеклассную работу, для развития способности решать задачи и проводить эксперимент: работают два студенческих конструкторских бюро, практикуются индивидуальные задания творческого характера на педагогической практике, выполняются на хорошем уровне курсовые и дипломные работы.

И всё же успехи пока скромные. Учителя, органы народного образования призваны развернуть систематическую, настойчивую агитацию за поступление выпускников школ в пединститут. Раньше нередко можно было слышать от учителей: «Ученики сами видят, как нелегко работать в школе, да и мы, честно говоря, не посоветовали бы…» Сейчас во всей широте раскрываются перспективы учительской профессии, перспективы творческой работы. Нужно со всей убеждённостью показывать школьникам, что учитель сегодня – активнейший участник борьбы за новое, передовое. Необходимо дополнить пункт 31 проекта словами: «Повысить ответственность органов народного образования за качество внеконкурсного набора». Добавим, что в нашей области для физического, математического и некоторых других факультетов следовало бы расширить внеконкурсный набор за счёт выпускников городских школ.

На наш взгляд, действенное средство реализации задач, выдвинутых ЦК КПСС в Проекте реформы, – значительное улучшение системы переподготовки учителей. Не секрет, что она зачастую проводится формально, учителя пассивны на занятиях, нужны методические рекомендации, в том числе и по обобщению опыта передовых учителей. В связи с этим мыв горячо поддерживаем предложение проекта о развитии институтов усовершенствования учителей.

По отзывам учителей, повышение их квалификации на базе института усовершенствования более глубоко и приближено к практике, нежели через соответствующие факультеты пединститута.

В преддверии реформы ответственность каждого из нас возрастает. И вновь утверждаем: активность и творчество учителя – вот средство борьбы против формализма, бумаготворчества, показухи.

Ю. А. Сауров, декан физического факультета Кировского пединститута;
К. И. Гридина, заведующая кабинетом физики института усовершенствования учителей