Учитель учителей

 

"Физика и дети – неиссякаемый источник моего творчества…" – эти слова как нельзя лучше характеризуют творческий путь нашего земляка. Известного в стране и за рубежом учёного-педагога Василия Григорьевича Разумовского.

В.Г. Разумовский – один из руководителей Академии педагогических наук СССР, член президиума академии, академик-секретарь, действительный член АПН СССР, профессор, доктор педагогических наук.

Родился В. Г. Разумовский в Кирове и окончил физический факультет нашего педагогического института. Работая учителем физики в Татауровской средней школе, он активно участвовал в организации детского технического творчества. В 1954 году его опыт был представлен на ВДНХ СССР. Это был исток чрезвычайно плодотворной в последующем научно-педагогической деятельности. После защиты докторской диссертации талант В. Г. Разумовского как учёного и организатора науки раскрывается в полной мере: заведующий лабораторией обучения физике, председатель диссертационного совета по защите диссертаций, главный редактор журнала «Физика в школе», организатор совместных исследований педагогов социалистических стран, автор около двухсот научных трудов, среди которых более десятка известных книг. Сейчас наш земляк – один из организаторов научных исследований, нацеленных на реализацию основных направлений школьной реформы.

Доцент кафедры теоретической физики и методики физики Кировского пединститута Ю. А. Сауров встретился с академиком В. Г. Разумовским и попросил ответить на ряд вопросов.

Ю.А.: Василий Григорьевич, ваша творческая биография начинается с сельской школы. Чем вам дороги те годы?

В.Г.: Пятидесятые годы мне памятны и дороги как годы огромного творческого энтузиазма народа, изголодавшегося по мирной созидательной жизни. И я был счастлив, когда мне удавалось учить детей в ежедневном творчестве на уроке, когда лица ребят освещались радостью открытий и изобретений. Я испытывал одновременно и чувство безмерной гордости, и большой ответственности, когда видел веру родителей моих учеников в то, что я по-настоящему учу и воспитываю их детей.

До сих пор храню я чувство благодарности к тогдашнему первому секретарю райкома КПСС Петру Фёдоровичу Брысову, председателю райисполкома Петру Ивановичу Байбородову, директору МТС Ивану Андреевичу Липатникову. Они помогали и морально, и материально. Любой энтузиазм можно потушить, а можно и разжечь. Большое им спасибо за поддержку в те годы.

Не могу не вспомнить хороших друзей по Татауровской школе. Александра Тихоновна Опарина была для меня образцом классного руководителя, учителя, воспитателя, человека, любящего детей. Словом, те годы запомнились мне хорошими людьми и делами.

Ю.А.: Вы причастны в своей деятельности и к печатному слову. Какое значение вообще имела печать в вашей жизни?

В.Г.: Мои первые учительские публикации были в районной и областных газетах. Тут я получил первые уроки публицистики, которые привели меня к работе в журналах «Политехническое обучение», а потом «Физика в школе». В 1961 году меня приняли в Союз журналистов СССР. Членством в этой организации дорожу. Все мои творческие результаты – в книгах, статьях, то есть в печатном слове. Убеждён: через него к людям приходит много хорошего. Умное, доброе слово люблю.

Ю.А.: Я знаю, вы много сил сейчас отдаёте успешной реализации реформы школы. Хотелось бы от вас услышать о проблемах, которые перед нами стоят. Что и как надо делать учителю сегодня?

В.Г.: На эти вопросы невозможно ответить в нескольких фразах. Назову лишь несколько идей, которые для меня являются главными. Во-первых, важно, чтобы школьники испытывали жажду к знаниям, интерес к учёбе, любовь и доверие к учителю. Если этого нет, то остальное может и не понадобиться. Потребность в знаниях рождается на основе высокой идейной устремлённости, интерес к учёбе – в результате успехов, возвышающих личность ученика в собственных глазах, а любовь и уважение к себе учитель завоёвывает знанием и мужеством, как воин завоёвывает крепость.

Во-вторых, нужно искоренить нерациональную трату времени на уроке. Главная задача урока – изучение нового, а не проверка (зачастую, невыполненного!) домашнего задания. Плохая работа по изучению нового на уроке – главная причина перегрузки школьников, отсутствие интереса и т.п. И оценивать следует в конце урока главным образом то, что изучали сегодня. Это не только средство проверки, но и важный стимул для напряжённой учебной работы школьников.

В-третьих, нужно хорошо обучать школьников самостоятельной работе с книгой. На каждом уроке следует пять-десять минут работать с учебником, обязательно оценивая успехи учащихся после этого.   Думаю, что качество урока – главное звено в реформе школы.

Ю.А.: Вы наш земляк, часто бываете в Кирове, интересуетесь жизнью родного физического факультета. Вы человек конкретный, деловой. Поэтому вопрос: чем бы вы могли помочь нам в реализации реформы школы?

В.Г.: Ответ на этот вопрос определяется не только моими возможностями и желанием, он зависит главным образом от ваших потребностей. Конкретно, можно было бы провести с учителями обсуждение недавно вышедшей из печати книги «Современный урок физики». Такой семинар мог бы иметь и научное, и практическое значение в плане реформы школы. Сейчас по мере возможностей помогаю коллективу физического факультета пединститута в комплексном исследовании «Компьютер в школе». Руководство исследованиями этой программе возложено в АПН СССР на меня.

Ю.А.: Василий Григорьевич, вот уже более тридцати лет вы – учитель, педагог. Многое увидено, много пережито. Что бы вы могли сказать о выбранной когда-то профессии?

В.Г.: Я счастлив. Но говорю это не для того, чтобы агитировать всю молодежь идти в учителя. Наоборот: семь раз отмерь и проверь себя. Надо очень любить детей, быть преданным своему делу и готовым жертвовать всем ради него. Надо знать, что рабочий день учителя не нормирован, что учитель не имеет права на многое, что возможно простым смертным. Учить детей – это самый благородный труд, и вряд ли людям других профессий доступны переживания такой вершины удовлетворения и счастья, которые испытывает хороший учитель почти ежедневно.

Ю.А.: Ваш отец – учитель, ваш сын – студент педагогического вуза. Три поколения учителей – это что-то значит…

В.Г.: Прежде всего, не три, а четыре. Мой прадед, Василий Николаевич, был директором школы в Слободском. Такие случаи нередки и в других семьях, и думаю, что этот вполне обусловлено. В письме из армии мой сын рассказ о трудностях формирования отношений командира и подчиненного закончил словами: «Я рад, что выбрал профессию учителя. Самое великое дело на Земле – просвещение».

Ю.А.: Василий Григорьевич, что греха таить, иногда в житейских разговорах мы сетуем на недостатки нашей системы образования. Сетуем, понятно, из желания иметь большие достижения. Вы часто бывали за рубежом, долгое время жили в США, проходили научную стажировку в Лондонском и Стокгольмском университетах, вы были вице-президентом международного конгресса учёных-педагогов, вы автор и редактор многих книг по вопросам образования за рубежом. Со стороны, как известно, виднее. Поэтому, что бы вы смогли сказать о нашей системе образования с этой точки зрения?

В.Г.: Считаю, что самые большие наши успехи в создании системы всеобщего среднего образования – в разработке единого уровня его содержания, во внедрении приёмов и методов обучения, обеспечивающих высокое качество учебно-воспитательной работы в массовой школе. Нигде в мире нет таких достижений. Хочу напомнить, что даже сейчас в такой развитой стране, как США, миллионы людей не имеют систематического образования.

Вместе с тем в партийных и государственных документах об основных направлениях реформы школы поставлены задачи, требующие от нас больших усилий. Возрастают требования к идейно-политическому воспитанию молодёжи, формированию её мировоззрения, чувства ответственности и дисциплины.

Ю.А.: Знаю ваше любимое: «Смелость – сестра таланта». Чувствую за этим жизненную позицию. Так ли это? Как бы вы сформулировали формулу успеха в жизни?

В.Г.: Великие дела рождают великий людей – учит древний афоризм. Но все великие дела трудны. При этом обыватель под разными предлогами сворачивает с пути и уходит в сторону, а человек долга переламывает себя и нередко достигает успеха. Постепенно вырабатывает навык борьбы, и победы приходят всё чаще. Человека называют смелым, иногда – талантливым, чаще – счастливым. А он просто труженик, не привыкший сдаваться. Мне такие люди нравятся.

Ю.А.: Каковы ваши мечты? Чем вы занимаетесь в свободное время?

В.Г.: В высоком смысле – мечтаю о том, чтобы все люди получили настоящий доступ к творчеству, чтобы возвышенные идеалы были главными в делах людей. В личном плане мечтаю научиться бороться с рутиной, чтобы больше времени уделять науке. В редкие минуты отдыха занимаюсь охотой, кино- и фотосъемкой.

Ю.А.: Василий Григорьевич, что бы вы хотели пожелать со страниц газеты нашим читателям?

В.Г.: Активной жизненной позиции.