О науке, преподавании физики и аспирантах
Интервью, приуроченное ко Дню российской науки

страница с интервью на сайте kirov-portal.ru 

 

О науке и служении ей

Науке надо служить, и я делаю это. Но служение это может быть разным. Можно быть вахтером на входе в университет, а я служу науке как живому организму, как другу, как существу. Я её люблю и уважаю. Если говорить точно, то наука – это образование деятельности человека, она сама по себе не существует. Наука живет с помощью нас, но она живет без нас, в какой-то степени представляя человечество выше самого себя. Простой пример: на борту одного из спутников серии «Пионер» отправили в межгалактическое пространство металлическую пластину, на которой «выбита» информация о Земле, её координатах, музыкальных произведениях, научных знаниях. Кто увидит эту пластинку, возможно, через миллиард лет, увидит, кем мы были. И в этом отношении наука улетела вместе с этим спутником. Через миллиард лет Земли почти наверняка не будет, а это сообщение останется.

О физике без границ

Человек – это самый сладкий, самый интересный объект для изучения. Сфера моих научных интересов – методика обучения физике. Сама физика как интеллектуальная область деятельности не имеет границ. Достижений у нее столько, что другие науки с ней соперничать не могут.
Физика в школе, как я писал, это предмет гуманитарный. Основная цель – изменить человека, его мышление и мировоззрение, расширить его кругозор, дать ему инструменты для изменения жизни. Например, на даче, чтобы сдвинуть тяжёлый камень, проще всего использовать рычаг. Это физика в чистом виде.

Есть два бесконечных ресурса для человека на Земле. Первый – энергия Солнца. В рамках скоротечной человеческой жизни его можно считать не имеющим предела, к тому же, он бесконечно тиражируем. Второй ресурс – это знание, прежде всего – научное.

О научной работе

Меня всегда тянуло в науку. После окончания института я три года отработал в сельской школе учителем, и после этого в силу предрасположенности я уже ни чем иным заниматься не мог. Когда долго занимаешься чем-то одним, то профессию сменить очень сложно. Жизнь показывает, что должна быть специализация, нужно набивать руку в определенной области. Я поступил в аспирантуру и продолжил работать в научной стезе. 

У меня около 480 опубликованных работ, с публицистикой – примерно 500. 20 книг опубликовано в крупных московских издательствах, в «Просвещении» около десяти. Мой бывший научный руководитель - коренной вятчанин Василий Григорьевич Разумовский (который до сих пор в добром здравии и может генерировать идеи и реализовывать проекты) пригласил меня быть соавтором учебника для старшей средней школы. Это пособие вышло в издательстве «Владос».

В Кирове оно используется в 16-й школе точно, в других, насколько я знаю, фрагментарно. Я автор методики по самому распространенному в России учебнику физики для 10-11 класса под редакцией Мякишева. По нему учится 90% школьников. Министерство образования решило поменять правила и уходить от тестов с выбором ответа, но учебник был рассчитан именно на это. Что же делать в таком случае учителям? Сегодня одно, а завтра – другое. Такие решения – просто катастрофа для методики и практики обучения физики.

Практика экспериментирования на уроках физики ушла из школ в 90-е годы. Выросло поколение учителей, которым уже это не интересно. Но без этого нет будущего. Откуда возьмутся те же самые технопарки, если у нас не будет физики, естествознания, инженеров? Если не будет мотивации – все пойдут работать менеджерами по продажам.

О коммуникации

В обучении есть проблемы: мышление, понимание, предметная деятельность и рефлексия. Развиваться должно все, в совокупности. Коммуникация – великая вещь. Не случайно менеджеры – это величайший инструмент. Но он неэффективен. Коммуникация в том виде, в котором существует, не тянет за собой ни мышления, ни рефлексию, ни предметную деятельность. На одной коммуникации ничего не построить. На этом паразитируют лженауки. Завтра я открою лабораторию экстрасенсорики, а послезавтра я буду получать министерскую зарплату, очередь будет стоять на два квартала. Вот как можно раскрутиться. А если применить гипноз, психотехники, то вообще удовольствию предела нет. В науке всё не так. 

О будущем преподавания физики

Будущих учителей-физиков на пяти курсах не более двадцати. Публично и непублично я часто повторяю для различных людей: «да вы, братцы, проснитесь!». Хотя бы формальная подготовка учителя должна длиться не менее 5 лет. Кроме этого, нужны абитуриенты не абы кто, а замотивированные для педагогической работы. Но и это не всё. Должны быть современные условия для современной работы студентов. За счёт каких ресурсов это можно сделать, если у нас 20 студентов? Кировская область через 2-3 года столкнется со страшной проблемой отсутствия учителей физики, вообще каких-нибудь. А ведь надо современных! У нас пока сохраняется научная база в лице меня и моих коллег, но видимо, большого интереса к этому нет.

О нужности физики

Может быть, физики в школе не должно быть? Я считаю, что физика в школе это системообразующий предмет. Не будет физики в школе будет падать уровень освоения и изучения гуманитарных наук. Уж я не говорю про химию, географию, другие близкие естественно-научные дисциплины. Начнёт деградировать и математика. Конечно, это великая вещь, выше физики в какой-то степени, это язык. Но мы, физики, даем ей площадку для развития. 

Однажды я принимал участие в международной научной конференции в Санкт-Петербурге. Одним из выступающих был известный адвокат Генри Резник. Меня поразило то, что в адвокатской практике есть такой познавательный инструмент, как построение гипотезы. Затем развитие гипотезы до модели и поиск под неё аргументов. То же самое в физике. Только на её уроках ученик в явном виде учится строить гипотезы.

Об аспирантах

Методика обучения физике - узкая отрасль образования и мне в этом отношении повезло. Я очень осторожно подбирал аспирантов. Их было 11, из них доучились 10. Практически все остались в образовании. Кто работает в Кирове - все лидеры в области физико-математического образования нашего города и отчасти области. Один из первых моих аспирантов Константин Анатольевич Коханов сейчас работает заместителем директора в центре дополнительного образования одаренных школьников. Он опубликовал много работ, у нас есть две совместные монографии. Сейчас он активно работает над завершением докторской диссертации. Для периферии защитить такую работу подвиг. Я хотел бы, чтобы он пришёл в институт на мою должность, мне на смену.

Сформировать элиту важная задача, но не менее важно поднять уровень общего образования. 
Ещё один мой аспирант, один из лидеров физико-математического образования Кировской области Михаил Васильевич Исупов, директор физико-математического лицея. Он активно работает, востребован, голова у него ясная. Тема диссертации у него была интересная и многообещающая, и он совершил в ней определённый рывок вперёд. Михаил Васильевич мог бы и дальше заниматься наукой, двигаясь семимильными шагами, но у него хватает своей работы. Однако для методики обучения в образовании Исупов сделал своеобразное открытие, организовав на базе ФМЛ всероссийскую конференцию "Настоящее и будущее физико-математического образования". Проводить в школе такую статусную и под таким обязывающим названием конференцию, на которую приезжают учёные от Калининграда до Екатеринбурга это дорогого стоит. Причём это удовольствие никто не финансирует, тут работают подвижники. Без создания научной ауры и интеллектуальной атмосферы инновационному заведению не выжить. Я это прекрасно понимаю и сам с удовольствием принимаю участие в этой конференции. 

Еще одна моя аспирантка Ольга Леонидовна Лежепёкова. До прошлого года она работала в Институте развития образования Кировской области методистом-физиком. Она в своё время защищала тему по современному школьному учебнику физики. Сейчас она работает в 16-й школе учителем физике, и насколько я знаю, завучем по научно-методической работе. Участвует в конференциях, пишет статьи. 

В прошлом году после 6 лет сомнений я взял аспирантку, мою дипломницу. 

В общем, подавляющее большинство бывших моих аспирантов трудятся на благо образования. Что насчёт роста дальше это больше не дело человека, а роль обстоятельств.

Об отношении к науке

Ученый должен любить и уважать свое дело. Преподавать без любви тоже нельзя. Личностное отношение к знанию великая вещь. Тогда и ученики будут любить, уважать и преклоняться перед наукой. В этом отношении мне с аспирантами повезло.