В гору идущий
Работники просвещения хорошо знают профессора Ю. А. Саурова. Он доктор педагогических наук, работает заведующим кафедрой теоретической физики и методики физики Вятского педагогического университета. Весомы его достижения в науке: он автор около 150 работ, среди них более десятка книг. Ю. А. Сауров является председателем первого диссертационного совета при университете. Накануне своего пятидесятилетия профессор согласился побеседовать с корреспондентом газеты «Отечество».
В.Г.: Юрий Аркадьевич, что для Вас Яранск? Как вы воспринимаете наш город?
Ю.С.: Я не живу в Яранске с 1976 года, но бываю у вас ежегодно. Здесь живут мои мать и сестра, много знакомых. Многое мне дорого, так как именно в Яранске начиналось мое духовное становление. Большое влияние на формирование личности оказали мать, Е. И. Саурова, учителя и одноклассники средней школы № 1, регулярное посещение районной библиотеки.
Хорошо запомнилась скудность жизни в конце пятидесятых годов: грязь на городских улицах, отсутствие бытовых электроприборов (даже утюг нагревался углём). Весной бабушка стряпала черноватые лепёшки из собранного в поле мороженого картофеля.
С другой стороны, было удивительно жадное стремление много знать о другой, интересной, богатой, чистой во всех смыслах жизни. Конечно, это были романтические чувства, но они имели определяющие значение в моей судьбе. Думаю, что так происходит всегда в юности.
В Яранске прошли самые счастливые мои годы: учеба, работа в Сердежской средней школе после окончания пединститута. Знания и чувства, которые я накопил в эти годы, питают меня до сего времени. Помню своего друга Володю Андреева, которого уже нет. Никогда не забуду директора школы Г. М. Южанина, учителя физики В. М. Санникову, многих других. По работе в Сердеже запомнился учитель истории А. А. Головнин. При тогдашней процентомании он всегда требовал хотя бы минимум знаний и вместе с тем к ученикам относился как к личности.
В.Г.: Научная деятельность – это удел немногих, она уважаема в любом обществе. У нас наука находится на «голодном пайке». Как в таких условиях можно заниматься наукой и получать результаты?
Ю.С.: Область моих научных интересов – теория и методика обучения физике. Почему именно это? После школы мне хотелось учиться на психолога. Сейчас осознаю, что вызвано это было стремлением понять такое «непонятное» поведение взрослых людей, окружавших меня в Яранске. Дважды неудачно поступал на факультет психологии Ленинградского университета, затем судьба привела меня на физический факультет Кировского пединститута.
Сделать процесс обучения физике более эффективным – вот моя научная задача. Обе диссертации – кандидатская и докторская – сильно связаны с психологией, и с этой точки зрения удалось реализовать юношеские стремления.
Конкретно я занимаюсь создание нового содержания курса физики, конструированием новых процессов обучения. Среди работ выделю серию книг под общим названием «Модели уроков». Их выпускает издательство «Просвещение». В этом году выходит «Молекулярная физика», а через два года издам «Механику». Книги вошли в федеральный комплект методической литературы, то есть официально признаны. При моём участие и под моей редакцией вышло более тридцати работ по моделям уроков. Поскольку местные издания убыточны, то выполняются бесплатно и даже издаются за свой счет. С этой точки зрения, я – спонсор просвещения Кировской области.
Научная деятельность – это и подготовка молодых учёных. В 1994 году под моим руководством открылась аспирантура по теории и методике обучения физике. С 1995 года я являюсь председателем диссертационного совете в университете, защищено уже пять диссертаций. Появились новые возможности для внедрения в практику неординарных решений. Жаль, что просвещенцы Яранска слабо используют эти возможности.
Научная работа подарила мне много встреч с интересными людьми. Это, например, академик РАО В. Г. Разумовский, профессор Н. А. Родина – автор известного учебника физики. Вся моя работа питается роскошью человеческого общения. Воспринимаю это как подарок судьбы.
В.Г.: Каковы Ваши взгляды на процессы, происходящие в образовании?
Ю.С.: Главная проблема просвещения – это материальное обеспечение учителя. Когда нет зарплаты, нет и сил для квалифицированной работы, творческого роста. Трудности все накапливаются, и я уважаю протест учительства, камень в учителей никогда не брошу.
По-видимому, изменения в образовании будут медленными, эволюционными. Будет меняться содержание обучения. Настораживает, например. принижение естественно-научных дисциплин, изучающих окружающий мир. А ведь материализм – основа цивилизации.
Как живет университет? Москва финансирует нас частично, и, чтобы свести концы с концами, мы оказываем платные услуги. В целом за счет организационных усилий руководства пока удается решать возникающие проблемы. Надо всем хорошо понять: для области наш университет – великое благо, он способствует созданию слоя образованных людей В университете сейчас более десяти профессоров, имеющих ученые степени доктора наук. Потенциал вуза высок, но нужда скоро заставит вводить платное обучение для всех студентов, а не только для тех, кто поступает сюда на коммерческой основе. Печально, но университет должен развиваться. Он и развивается. Появляются новые специальности, например. учитель биологии и психолог, журналист, учитель математики и английского языка.
В.Г.: Какие дела и интересы определяют жизнь профессора вне университета? Как он обеспечен материально?
Ю.С.: В режиме работы и даже жизни в целом у профессора одна привилегия – ненормированный рабочий день. Занятий в университете у меня немного, бывает неделя всего с одной лекцией. Но есть много другого, что увеличивает интенсивность моей работы. Например, что значит придумать тему исследования для аспиранта? Это чтение литературы, размышления по дороге на работу, беседа с самими аспирантом, обсуждение на кафедре. Таких дел много. Много сил уходит на написание книг, статей, пособий. Последние годы набирается страниц по триста публикаций. А каждая страница дается трудно… Фактически моя работа не прерывается с утра до позднего вечера. Выходные и отпуск обычно тоже уходят на научные изыскания. Примерно половину времени работаю дома.
Мой оклад – 406 тысяч рублей, дополнительно к нему начисляются доплаты за степень, звание, заведование кафедрой. Например, за июнь я получил 1252 тысячи рублей. В основном деньги уходят на питание, оплату услуг. Живем скромно. Автомобиля не имею. Десять лет назад своими руками построил дачу. Она у меня используется в основном для отдыха. Сейчас убедился, что мне уже трудно как-то принципиально улучшить свое материальное положение, поэтому главные усилия направлены на сохранение здоровья и образование детей.
Для того, чтобы у детей было будущее, нужна стабильность в государстве, развитие производства, сельского хозяйства. Считаю, реформы проводятся непрофессионально и слишком корыстно. За это властям нет оправдания, поэтому дважды голосовал против Б. Н. Ельцына. Вполне осознаю, что моя жизнь зависит от состояния дел в государстве, но прямо политикой не занимаюсь.
Мой круг интересов широк, но страсть – литература. Читаю много. С юности люблю поэзию и знаю наизусть стихи многих поэтов. Мое открытие последних лет – это проза Мережковского, Волошина, Ходасевича.
В.Г.: Юрий Аркадьевич, существуют вечные вопросы: как жить, какую позицию выбирать? За ответами стоит нравственность человека. Что вы об этом думаете?
Ю.С.: Жизнь строится самим человеком. Строится его волей, устремлениями, окружением, родителями и, наконец, судьбой. Природа заложила в каждого из нас какой-то потенциал. Как его использовать? – вот проблема. Есть притча: каждому человеку судьба хоть раз в жизни стучится в дверь, но чаще всего он в этот момент оказывается в соседней пивной. А секрет стар как мир: надо много трудиться, честно, с любовью. Опыт показывает, что все остальное придет.
Жизнь полна исканий, нахождения и решения проблем. Нет проблем – нет движения, нет жизни. Я желаю землякам умных и добрых проблем, больших и малых, но главное – интересных и решаемых.
Беседовал В. Горячевский