Все приоритеты – развитию личности

 

Кировский поэт В. Заболотский писал по случаю Нового года в «Комсомольском племени»:

«Среди собравшихся гостей
Мы узнаём своих друзей,
Вот Разумовский – педагог,
С учениками сделать мог
Он ветродвигатель большой…»

Этим незамысловатым строчкам более тридцати лет. Сейчас Василий Григорьевич Разумовский – известный в стране и за рубежом учёный-педагог, профессор, многие годы главный редактор журнала «Физика в школе», автор более 200 научных работ, среди которых несколько десятков книг. Совсем недавно тайным голосованием он был избран вице-президентом Академии педагогических наук.

В.Г. Разумовский родился в 1930 году в Кирове, после школы учился на физическом факультете пединститута. Работая в 1952-1955 года в Татауровской средней школе Нолинского района, он активно участвовал в организации детского технического творчества. В 1954 году его опыт был представлен на ВДНХ СССР. Это послужило толчком для последующей научной работы. Сначала была аспирантура у известного автора учебников А. В. Пёрышкина, затем защита одной из первых в стране докторской диссертации по методике обучения физике. В настоящее время В. Г. Разумовский – действительный член АПН СССР, руководитель крупных научных программ, кандидат в народные депутаты.

По нашей просьбе он дал интервью нашему еженедельнику.

Ю.А.: Василий Григорьевич, после довольно длительного периода борьбы, дискуссий о путях развития педагогической науки состоялись выборы нового президиума АПН и вас избрали вице-президентом. Что вы можете сказать об этом факте? Чем занимается вице-президент?

В.Г.: Избрание в состав нового президиума АПН СССР, да ещё в качестве вице-президента было для меня неожиданностью. Работа старого состава была подвергнута суровой критике, а я в нём проработал семь лет и, следовательно, делю моральную ответственность… К тому же, отстаивая своё понимание дела, не раз выступал с критикой в адрес комиссии по реорганизации Академии. Но на всё своё время. Критический анализ должен смениться синтезом усилий.

К тому же два события в самый сложный момент выборов выключили меня из привычного круга забот. Во время академического собрания умер мой отец Разумовский Григорий Николаевич. Он был для меня более чем отец. Я обязан ему тем, что пошёл по нелёгкой педагогической стезе и ни разу, даже в самые трудные периоды жизни, не пожалел об этом. Отец всю жизнь проработал учителем в Кировской области, был директором школы. Я видел, с каким уважением относились к нему дети, родители, коллеги. Это не просто была дань вежливости. Григорий Николаевич был страстным и увлечённым человеком, остро воспринимал несправедливость, всю жизнь «болел» школой. Коренной вятчанин, он живо интересовался историей края, а последний год, живя в Москве, очень тосковал по Кирову.

Второе событие – командировка в США. Моё новое избрание было заочным, в моё отсутствие. Для меня такая высокая мера доверия и чести накладывает огромную ответственность. Как оправдать доверие коллег и членов комиссии, проголосовавших за меня? Как улучшить деятельность Академии перед которой целый ком проблем? Эти и подобные вопросы обрушиваются на меня своей тяжестью каждый день.

Что касается работы, то вице-президент занимается многим: руководит рядом институтов, экспертных советов, базовых школ и др. Сейчас структура Академии пересматривается, так что круг забот в любом случае не уменьшится. Работа интересная, «на острие», жаль только, что мало времени остаётся на собственно науку. А без этого жизни своей не мыслю – познание нового «ведёт» жизнь.

Ю.А.: Вы только что вернулись из США. С какой целью ездили? Какие мысли навеяны поездкой? Каковы наиболее яркие впечатления?

В.Г.: Я был приглашён для участия в международной конференции по определению уровня знаний школьников. Изучение и сравнение знаний школьников разных стран помогает определению базового уровня образования, позволяет использовать международный опыт преподавания. Предполагается, что сейчас наша страна примет участие в подобном исследовании в числе других восемнадцати стран. Сама командировка была кратковременной – всего четыре дня. Все они прошли в работе с утра до вечера, поэтому многого увидеть не пришлось. Но ряд впечатлений и мыслей есть.

Запоминается отношение американцев к качеству школьного образования. Они – как и все, наверное, в мире – считают, что качество образования в массовой школе сегодня в значительной мере определяет уровень развития страны завтра. Поэтому специальная организация «Эдюкейшенел тестинг сервис» проводит систематическое тестирование школьников и ежегодно делает доклад Конгрессу о состоянии преподавания в школе. Вот несколько цифр, характеризующих размах работы: штат – 2500 сотрудников, годовой бюджет – 225 млн. долларов. Для сравнения цифры по нашей Академии, которая занимается всеми проблемами: штат – около 1600 сотрудников, годовой бюджет – 13,5 млн. рублей. И доходов у Академии нет, хотя могли бы быть. Ведь более половины всех действующих учебников, методических пособий и других средств обучения, которые сегодня находятся на вооружении школы, – это продукция АПН СССР. И речь идёт не о десятках, а о сотнях наименований книг. Не говорю уже о собственно научных исследованиях… Всё это по международным расценкам стоит очень дорого.

Много делают в США по развитию молодых талантов. Например. уже в ноябре прошедшего года была подобрана специальная команда из двадцати школьников для подготовки к предстоящей в 1989 году международной олимпиады по физике. По результатам подготовки из этой группы будут отобраны пять школьников для поездки в Польшу. Отмечу, что наша страна традиционного хорошо выступает на международных олимпиадах по физике – в подавляющем большинстве случаев мы были победители. Но хотелось бы сказать о другом. В списке «спонсоров» американской команды два десятка престижных фирм, организаций, фондов. А это значит – огромные средства на тренировку, большой моральный престиж и заманчивое, заранее обеспеченное будущее для молодого таланта.

Мне кажется, что словословя всуе о значении образования и развития талантов, мы обидно мало делаем даже того, что не требует никаких материальных затрат. Зададимся хотя бы таким простым вопросом: разве не достоин победитель предметной олимпиады такого же внимания, как, например, нападающий футбольного клуба или победитель соцсоревнования?

Реформа образования – это не только реформа школы, это прежде всего повышение престижа образования, культуры человека, его воспитанности. И это касается всех сфер жизни общества. Необходима кардинальная замена фальшивой авторитарности кресла, мундира авторитетом одарённости, компетентности, таланта. Надо осознать, что талант служит народу и Отечеству. Пока мы не научимся ценить, любить и почтенно уважать в людях, детях всякое достойное превосходство, нам не стронуться с мёртвой точки в развитии талантов в каждой школе.

Ю.А.: Василий Григорьевич, нет никакого сомнения, что со стороны ваш жизненный путь выглядит удачным. В самом деле, вы не обижены признанием – профессор, академик, член Союза журналистов, награждены орденом… Но главное, у вас десятки учеников, которые уже сами авторы книг, вы встречались и работаете со многими известными учёными – академиками А. Капицей и И. Кикоиным, академиком АПН СССР В. А. Фабрикантом, награждённым золотой медалью С. И. Вавилова… Это всё сейчас. Но ведь была сельская школа и, знаю, что не было «протеже». Как же вам удалось из рядового сельского учителя стать вице-президентом?

В.Г.: Это очень трудный вопрос. Но я ему рад. Мне уже 59 лет, многое видел, многое пережил. Уверен, что главное в жизни – думать о деле, верить себе и доводить задуманное до конца. Мне вспоминается фильм о Пеле. Он обучает футболиста удару по мячу из положения «сальто»: «Главное – ни о чём не думай, кроме мяча, по которому нужно правильно ударить». Кроме способностей надо иметь волю. Это слабое место многих. Будь цельным – признание придёт.

В жизни надо быть к себе требовательнее и строже, чем к другим. Конечно, сказать это легче, да пронести по жизни трудно. Самое страшное – поддаться лести и успокоительному самообману, какими бы сладкими и приятными они не казались. До сих пор помню один нелепый случай в бытность работы в Татауровской школе. О моём физико-техническом кружке много писали в газетах, говорили по радио. Добрые, справедливые слова окрылили, доставляли радость и моим учениками, и их родителям. Но однажды по радио прозвучала откровенно лживая передача. Всё было переврано и так преувеличено, что мне стыдно и горько до сих пор.

Правильно оценивать обстановку, свои возможности, не поступаться честью и дорожить доверием коллектива – необходимые составляющие успеха в жизни. Мне импонируют слова офицера из кинофильма «Красная площадь»: «Честь-то у меня одна. Отдашь, а потом где её взять?. В пору молей юности взрослые часто повторяли: береги честь смолоду… Очень важно жизнь правильно начать. Тут неоценимы помощь, совет, поддержка старшего товарища, отца, учителя.

Ю.А.: В годы так называемой оттепели вам удалось побывать и поработать в США. Я знаю, что позднее вы ездили в Англию, Францию, Швецию, Италию, Японию, ГДР, Польшу… Какие мысли об образовании навеивает знакомство с зарубежным опытом?

В.Г.: Думаю, что сугубо прагматический подход современной молодёжи к образованию – изучать только то, что пригодится в ближайшем будущем – ошибка. Знания человеку нужны обширные, обо всём. Нужно иметь своё собственное суждение об окружающем мире, если хочешь быть человеком, а не «винтиком». Оглядываясь назад, я не могу сказать, что что-то пропало даром.

В Татауровской средней школе для учителей был кружок по изучению немецкого языка. Им руководила Александра Тихоновна Морозова, теперь Опарина. До сих пор греет душу радость воспоминаний тех лет. Мы тогда не строили планы заграничных поездок, хотя такие поездки нужны и они будут расширяться. Мы хотели читать литературу по педагогике на немецком языке, узнать опыт других людей и работать лучше. Наконец, это просто интересно, ведь это познание нового мира. И я не только прочитал, но и перевёл ряд статей на русский язык. Позднее интерес к немецкому языку помог в подготовке вместе с коллегами из нашей страны и ГДР нескольких научных работ, в том числе книги «Методика обучения физике в школах СССР и ГДР».

Всё находит своё применение. Конечно, жизненная потребность является мощным стимулом движения вперёд. Когда я работал учителем физики, с освещением в нашей сельской школе было плохо, и мы с ребятами взялись за изготовление ветрового генератора. А позднее годы моего пребывания в США в связи с деятельностью выставки детского технического творчества привели к овладению английским языком.

В необходимости широких знаний, умения глубоко мыслить убеждает знакомство с любым интересным человеком. Я вспоминаю свою первую встречу с академиком Петром Леонидовичем Капицей. Начало разговора было о дымковской игрушке. Выдающегося физика интересовали самые широкие вопросы развития культуры народа, истории страны, развития народного образования. Убеждён, что он не был бы столь великим и популярным учёным, если бы не обладал такой любовью ко всему тому, что дорого и свято для Отечества.

Что касается обучения, то многие проблемы в разных странах схожи. Главное – увлечь школьника своим предметом, воспитать в них глубокое уважение к образованности, культуре. Без соответствующего примера это невозможно сделать. Надо самому любить свой предмет, свою школу, преклоняться перед образованностью, культурой, талантом, воспитанностью других людей и своих учеников. Учителю надо много читать, в том числе художественной литературы. И очень важно проводить досуг среди людей, которые по уровню развития стоят выше тебя.

Я, работая в Татауровской школе, был в таком прекрасном интеллигентном обществе молодых учителей, которые испытывали постоянную жажду знаний, умели выразить своё восхищение успеху товарища или учеников. Всё это нас развивало, создавало авторитет в глазах учеников, сотрудников, жителей. Когда перед тобой, молодым учителем, снимает шапку и кланяется пожилой человек, – это запоминается, и выше всех наград.

Ю.А.: Василий Григорьевич, вы один из руководителей Академии, вас выдвинули кандидатом в народные депутаты. За что вы будете бороться?

В.Г.: За приоритетное отношение общества к школе, к народному образованию. Необходимо существенное улучшение финансирования, развитие материальной базы. Ещё много усилий потребует борьба с уравниловкой в школе. Надо создать условия учителю для выбора программы, учебников, приёмов и методов работы. Не мыслю развитие нашего общества и образования без демократизации и гласности. Как вице-президент буду поддерживать исследования фундаментальных вопросов педагогической науки. Словом, пока «покой мне только снится…»

Ю.А.: В заключение традиционный вопрос: что бы вы пожелали читателям еженедельника «Комсомольское племя?

В.Г.: Отвечу словами великого Пушкина: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».