22:23 Постнеклассическая методика | |
На осень 2022 года запланировано издание монографии Ю. А. Саурова «Построение постнеклассической методики обучения физике: методологический и методический синтез». Есть у Маяковского точные строки: «Книги? Что книги? Я раньше думал – книги делаются так: пришел поэт, легко разжал уста... А оказывается...». Да, оказывается книги пишутся годами, любые книги – и научные, и художественные... Названная книга с момента задумки до рукописи потребовала больше пяти лет труда. Точно еженедельного, но иногда – и ежедневного. Уже были три распечатки и будут ещё, чтобы уточнять и уточнять текст. Осенью этого года планируется публикация книги, уже получены три рецензии. Предваряя выход работы, мы представляем её предисловием и оглавлением.
Предисловие Моё поколение – это первое послевоенное поколение, это люди и их деятельность, годы рождения которых ориентировочно 1945–1965. Все они сейчас пенсионного возраста и постепенно отходят от активной работы, что пришлась на трудные времена 1980–2020 годов. И немаловажно для меня подвести некоторые итоги, сформулировать идеи для будущего поколения методистов-физиков. Я люблю методику обучения физике. Да и как иначе, ведь вся жизнь идёт в этой практической и теоретической области деятельности?! Здесь мои удачи и неудачи. Здесь люди, которых я знал и знаю. Они дороги мне совместной деятельностью в дидактике физики, шире – в методике обучения физике, ещё шире – в физическом образовании. И это мой Мир. И я живу в нём. Тут не убавить и не прибавить. Может быть, надо ограничиться только «постнеклассической» дидактикой физики, а не методикой обучения физике? Но в прикладной науке теория и практика всегда в единстве. Конечно, обозначаемая рациональность не должна противопоставляться классической методике, это просто новый этап роста. Что в итоге всегда важно для реальностей физического образования. Методика обучения физике – консервативная область деятельности, поэтому её «неклассической» не бывает. Но на новом этапе нужны новые ресурсы развития. Хотя для нас и преемственность принципиальна. Так мы понимаем наш объект исследования. Построение монографии было практически обычным по процедурам: два-три года этап планирования и подбора материала, осмысления ракурса научной проблемы и написания статей, отдельно и параллельно был этап проверки «живучести» методических решений на конференциях и диалогах с коллегами, последние два года шла непростая работа над текстом. Понимаю эту монографию как сборку идей и решений моей многолетней профессиональной деятельности в методике обучения физике. Она пока только обозначает новый этап жизни этой науки и практики. Его наполнение, его деятельностное созидание – удел многих специалистов, продукт коллективной работы. Какой он будет, покажет время. Но монография, надеюсь, задаёт некий вектор движения вперёд – идеи, темы, проблемы, решения... Над отдельными вопросами, чаще всего в форме статей, я сотрудничал с коллегами, обычно со своими бывшими аспирантами. Назову тех, с кем публиковал больше всего – К.А. Коханов, М.П. Уварова, Д.В. Перевощиков, А.П. Сорокин. Для меня эта совместная работа была важным мотиватором духовного движения. Уверен, что это должно быть всегда так: успехи приходят только в совместных поисках. Всегда осознавал и осознаю важность сотрудничества и признателен всем тем, кто прямо или косвенно поддерживал меня в неопределённо трудных поисках содержания нашей науки настоящего и будущего.
Оглавление Предисловие Введение: о рамке наших методических поисков Глава 1. Классическая методика обучения физике: достижения и ограничения 1.1. Целеполагание и структуры методики обучения физике (элементы истории) 1.2. Вопросы методологии классической методики обучения физике 1.3. О проблеме и смыслах изучения границ применимости научных знаний Глава 2. Постнеклассическая методика обучения физике: поиски оснований 2.1. Новое время в обучении: вызовы теории и практики 2.2. Принципы дидактики физики и принципы методики обучения физике 2.3. Нормирование образовательной деятельности как стратегическая задача 2.4. Принцип различения и единства методов формирования и методов исследования физического мышления 2.5. Проблема миропонимания в методике обучения физике 2.6. Знаки и чувства в обучении физике Глава 3. Пространство построения содержания постнеклассической методики обучения физике 3.1. Деятельностная парадигма и культура в методике обучения физике 3.2. Моделирование как фундаментальная учебная деятельность 3.3. Экспериментирование как фундаментальная учебная деятельность 3.4. Методические смыслы методологических ошибок 3.6. Коллективная образовательная деятельность: смыслы и перспективы 3.7. Вечная проблема научного метода познания и вопрос о формах знаний Глава 4. Проблема совершенствования методов исследования методической реальности в дидактике физики 4.1. Творение норм деятельности как метод построения образовательной реальности 4.2. Экспериментирующее мышление в методике обучения физике 4.3. О дидактическом потенциале границ применимости понятий и представлений методики обучения физике 4.4. О методике формирования фундаментальных физических понятий 4.5. Проблемные поля в научно-методическом творчестве Заключение: вектор развития методики обучения физике Библиографический список | |
Категория: Новости будущего | Просмотров: 485 | | |