09:47 Докторская! | |
Я множество раз выступал на защитах кандидатских и докторских диссертаций в разном качестве: больше всего как председатель диссертационного совета в нашем институте, как официальный оппонент нескольких докторских диссертаций в Москве, Чебоксарах, Челябинске (В. Я. Синенко, П. Карпиньчик, В. В. Майер и др.), два-три раза как представитель ведущей организации. И вот после длительного, лет двадцать, перерыва согласился на оппонирование работы Екатерины Ивановны Вараксиной — выпускницы нашего физического факультета, защищавшей в нашем диссертационном совете кандидатскую диссертацию, сейчас доцента Глазовского государственного инженерно-педагогического университета им. В. Г. Короленко. Впервые принимал участие в защите дистанционно и, признаюсь, очень переживал за интернет-соединение. Удивительно: за день до защиты и на следующий день были сбои связи, однако, в сам день защиты техника не подвела. Защита прошла успешно, голосование единогласное. Диссертация выполнена на стратегически важную для физического образования тему «Ресурсы экспериментальной деятельности субъектов физического образования». Очевидно, на сайте организации – «Южно-Уральского государственно гуманитарно-педагогического университета» – можно найти запись защиты. Ниже мы предлагаем конспект выступления, несколько отличающийся от устного доклада. Глубокоуважаемый председатель диссертационного совета! Мною на докторскую диссертацию Екатерины Ивановны Вараксиной, несмотря на многосложность рукописи, дан однозначно положительный отзыв. Заметим ещё, что в методике как науке есть специализация, особенно характерная в экспериментировании: есть методисты-проектировщики, есть экспериментаторы-техники, есть экспериментаторы-технологи… В связи со сказанным позвольте мне в устном выступлении остановиться на ключевых аспектах выполненного диссертационного исследования. Актуальность исследования. С точки зрения собственно нашей науки мы видим актуальность в расширении предметных возможностей фундаментальной учебной деятельности экспериментирования, в частности, в совершенствовании ресурсов техники и технологии учебных экспериментов, в подчинении логики предметных действий методологии научного познания, структуре физического мышления. Обобщённо новизну рассматриваемого научного исследования можно выразить так: О теоретической значимости исследования: а) на уровне методологии и теории раскрыто понятие «научного исследования учебного физического эксперимента», б) обосновано исследование физического эксперимента как метода обучения, в) доказательно построена система ресурсов физического экспериментирования для эффективного совершенствования предметной подготовки субъектов образования. В главном практическая значимость исследования выражается в следующем: Каких-либо особых рекомендаций по использованию результатов исследования в данном случае, по нашем мнению, не требуется: соискатель ежегодно публикует десятки работ, ведёт активную практическую деятельность преподавания. Но всё же рекомендуем идти дальше – поставить цель построения учебника физики нового поколения, в котором теоретические и экспериментальные методы были бы в единстве. Методологический аппарат исследования. Изучение текстов диссертации и автореферата позволяет говорить о соответствии их структуры и содержания, каких-либо противоречий в формулировках нами не замечено. Нет сомнения в соответствии темы и содержания диссертации научной специальности. Соискатель хорошо владеет теорией в области методики обучения физике, имеет отличную подготовку по физике и учебному физическому эксперименту, обладает методологическими умениями по построению дидактического исследования. Структура диссертации и содержание её глав не отклоняются от темы и предмета исследования. Достоверность полученных научных результатов обеспечивается: длительной специализированной практикой деятельности в области учебного физического эксперимента; опорой при построении теории на исторические достижения методики и современную методологию познавательной деятельности; многократным повторением опыта методических приёмов экспериментирования на разном материале; прямым получением обратной связи при проведении педагогического эксперимента и критическим анализом фактов. В диссертации в должной степени показана обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций. Она выражается в корректном использовании методологии научного педагогического исследования, широким и глубоким использованием исторических достижений методики учебного физического эксперимента, теоретическим и экспериментальным анализом реалий современного экспериментирования в школе и вузе. В содержании всех глав диссертации центрировано внимание на доказательность тех или иных положений и результатов. При анализе содержания диссертации типично возникают вопросы, но в целом их природа связана с познавательным потенциалом текста. Обратим внимание на некоторые из них, далеко не простые: Заключение. В целом рассматриваемое докторское диссертационное исследование по широте и глубине представленных творческих методических решений обозначенной научной проблемы соответствует требованиям ВАК. Диссертация написана методически и физически ясным и корректным языком, текст хорошо читается. На наш взгляд, соискатель заслуживает присуждения учёной степени доктора педагогической наук по названной специальности. | |
Категория: Новости настоящего | Просмотров: 309 | | |