11:09 Конкретность мышления в методике физики | |
Ежегодно Ю. А. Сауров публикует статьи по разным аспектам методики освоения естественнонаучного метода познания. В конце 2023 года вышла в свет следующая работа: «Конкретность «единства во многообразии» и практическая конкретность в методике обучения физике» (Учебная физика. 2023. №4. С. 66–69). На вопрос «Кто мыслит абстрактно?» великий Гегель отвечал: «Необразованный человек». Звучит странно. Но аргументы в своей статье он приводит убедительные, доказывая, что абстрактность в мышлении, т.е. узость, ограниченность представлении об объекте, – и есть характерная черта необразованного человека. А вот конкретность мышления – есть научное мышление. Она выражается в выяснении природы вещей – «единства во многообразии», т.е. неких инвариантов. Именно такое мышление продуктивно, несёт смыслы. В физике, прежде всего, оно выражается через фундаментальные понятия, такие, как взаимодействие, энергия, импульс, заряд, сила, масса. В разделе «Науковедение» журнала «Учебная физика» обращается внимание на то, что метод «от абстрактного к конкретному» впервые был отчётливо сформулирован К. Марксом как метод познания и метод изложения его результатов (см. подробнее работы выдающегося философа Э. В. Ильенкова). В методике обучения физике наиболее результативно об этом говорил профессор В. В. Мултановский. Он, в частности, писал: «Диалектическая логика вскрывает закономерности цикла познания: содержательное обобщение в процессе предметно-производственной деятельности, восхождение от абстрактного ко конкретному, новое обращение к предметной области. Этот цикл лежит в основе современного научно-теоретического способа мышления». Эти представления не противоречат известному методическому принципу цикличности «факты – модель – следствия – эксперимент» (В. Г. Разумовский). | |
Категория: Новости настоящего | Просмотров: 641 | | |